Ко мне часто обращаются с вопросами, связанными с установкой, заменой, поверкой индивидуальных приборов учета (счетчиков) электроэнергии, а именно: в каких случаях такие установка, замена или поверка должна производиться за счет абонента; каковы сроки, в течение которых должны проводиться указанные действия.
В связи с изложенным полагаю необходимым разъяснить следующее.
В соответствии с п. 80.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), замена или поверка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее шести месяцев с даты получения обращения потребителя или исполнителя коммунальных услуг, в котором указано об истечении интервала между поверками.
Вместе с тем данное правило распространяется лишь на случаи, когда срок эксплуатации прибора учета электроэнергии истек позднее 01.04.2020. Если же прибор учета отсутствовал или вышел из строя по состоянию на 01.04.2020 или ранее, то установка (замена) такого счетчика и допуск его в эксплуатацию должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком до 31.12.2023.
Кроме того, пунктом 80.1 Правил гарантирующим поставщикам дано право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять поверку индивидуальных, общих (квартирных) приборов в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены вплоть до 01.01.2025.
Важно отметить, что при этом показания счетчика будут использоваться для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению до момента проведения его поверки.
Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей с 01 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.
Таким образом, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, с одной стороны, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информацию об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.
Необходимо иметь в виду, что если потребитель по своей инициативе решил поменять счетчик электроэнергии не по причине выхода его из строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).
С учетом изложенного какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, — получить с доверчивых граждан денежные средства за установку счетчика.
Будьте бдительны и не становитесь жертвами мошенников!