В Аппарате Уполномоченного по правам человека в Саратовской области проведено рабочее совещание по вопросам формирования практики прекращения гражданства.
Возможность реализовать процедуру прекращения гражданства Российской Федерации предусмотрена законодательно и применяется она в случаях совершения лицом, ранее приобретшим гражданство, тяжкого преступления, предусмотренного одной из указанных законом статей УК РФ (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_445998/93e1503f744c379157cc80bbdddbb4da51de0367/).
❗️ При этом не важно, когда принималось решение о приеме в гражданство, и не важно, когда вынесен приговор за преступление.
👉 Может сложиться ситуация, когда лицо приобрело гражданство в 2006 году, совершило преступление в 2014 году, а решение о прекращении гражданства принимается в 2024 году.
👆Не сложно предположить, что прекращение гражданства влечет ряд правовых последствий,в том числе социального характера (например, меры соц.поддержки, пенсия), некоторые ограничения экономических прав.
Немногочисленная в России практика прекращения гражданства (чуть больше 650 случаев, в Саратовской области — 39) уже демонстрирует правовые неопределенности и риски. Например:
— законом не предусматривается обязанность службы миграции информировать уполномоченные органы о прекращении гражданства — меры соц.поддержки могут выплачиваться N-время безосновательно;
— получившие гражданство лица, ранее никогда его не имеющие, при названных выше условиях, снова лишаются гражданства и пополняют ряды неблагонадежных;
— законом не предусматривается исключений ни для каких категорий лиц.
❗️По итогам совещания приняли резолюцию, отдельными пунктами которой по предложению Уполномоченного закрепили:
1) рассмотреть возможность обеспечить информационное взаимодействие службы миграции и других уполномоченных органов;
2) рассмотреть возможность заблаговременного уведомления потенциальных неграждан о начале процедуры прекращения гражданства;
3) применять средства международного сотрудничества Уполномоченного для оказания содействия в получении необходимых миграционных документов из иностранных государств;
4) совместно со службой миграции предложить информационный материал по прекращению гражданства.
🧐Погружение в обсуждаемые вопросы даёт возможность полагать, что отраженный в законе нормативный путь прекращения гражданства ещё не сложился в окончательном варианте.