Сегодня, 25 февраля 2015 года, на заседании Саратовской областной Думы Уполномоченный Т.В. Журик выступила с докладом о деятельности в прошедшем году.

Доклад содержит анализ ситуации с соблюдением прав жителей Саратовской области в 2014 году и основан на поступавших в адрес Уполномоченного обращениях граждан, публикациях в СМИ, информации общественных помощников Уполномоченного и правозащитников, личном общении с населением, проведенном социологическом исследовании. В нем приведены факты нарушений социальных, жилищных, трудовых и других конституционных прав и свобод жителей Саратовской области с указанием органов и должностных лиц, виновных в их допущении, а также принятые Уполномоченным меры реагирования.

Поступали жалобы и на решения, действия суда, однако процессуальное законодательство не наделяет Уполномоченного правом давать оценку судебным решениям и состоянию правосудия в целом.

Мне, как Уполномоченному, приходится иметь дело с конкретным человеком, конкретной бедой, с которой он сам не в состоянии справиться. Но из нескольких тысяч обращений, поступивших за прошедший год, четко вырисовываются общие проблемы, которые волнуют людей, требуют незамедлительного решения.

Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного в 2014 году были следующие:

— повышение оперативности получения и результативности проверки информации о нарушениях прав человека;

— мониторинг соблюдения прав человека в муниципальных районах области, расширение взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными советами посредством выездов в муниципальные районы;

— активизация работы с общественными помощниками;

— внедрение новых форм правового просвещения населения;

— создание на законодательном уровне более результативного механизма предоставления бесплатной юридической помощи в регионе (22 октября 2014 года депутатами Саратовской областной Думы был принят Закон Саратовской области «О внесении изменений в закон Саратовской области «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области»).

Одной из задач 2014 года являлось повышение доступности института Уполномоченного по правам человека. Для этого использовались разные формы работы: обновлены составы Общественного совета по вопросам прав и свобод человека и Совета национально-культурных общественных объединений; создан сайт Уполномоченного, где открыта интернет-приемная; регулярно проводились личные приемы граждан, в том числе в 26 муниципальных районах области; были многочисленные выезды на места по обращениям жителей.

Немаловажным было конструктивное взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

О результатах этой работы, конкретных примерах нарушений прав и привлечении должностных лиц к ответственности более подробно можно прочитать в докладе.

Решение поставленных задач позволило провести анализ состояния в сфере соблюдения прав человека на территории Саратовской области в 2014 году и предложить меры по улучшению их защищенности.

В 2014 году поступило 3 351 обращение (55 — коллективных), из них в письменной форме – 1 983 (59,2 %); устной — 1 368 (40,8 %). Всего в 2014 году обратилось 4 299 жителей Саратовской области.

На первом месте по количеству обращений г. Саратов – 1 871, или 55,8% от общего числа. Многочисленные обращения поступали также из Энгельсского – 577 (17,2 %), Красноармейского – 124 (3,7%), Балашовского – 105 (3,2 %), Пугачевского – 77 (2,3 %), Вольского – 68 (2,0%) муниципальных районов.

Большую помощь оказывают общественные помощники. Всего в муниципальных районах области непосредственно по месту жительства заявителей помощниками Уполномоченного принято 718 обращений.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы общественными помощниками принято 635 обращений.

По уровням власти, жалобы в адрес Уполномоченного распределились следующим образом:

— около 34 % содержат недовольство заявителей действиями (бездействием) федеральных органов власти и их территориальных органов;

— около 20 % приходится на обращения, в которых заявители жалуются на работу органов местного самоуправления;

— чуть более 9 % всех жалоб содержат вопросы в адрес областных органов власти.

— в 37 % случаев обращения содержат жалобы на действия иных контрагентов.

Наибольшее количество обращений к Уполномоченному поступило от социально уязвимых категорий: пенсионеров, инвалидов, безработных и других.

Самые острые проблемы для Саратовской области по-прежнему в сфере жилищно-коммунального хозяйства:поступило 951 обращение, то есть каждое третье обращение содержало информацию о проблемах оказания жилищно-коммунальных услуг, соблюдения жилищного законодательства по предоставлению жилых помещений, деятельности управляющих организаций.

Значительное число обращений в адрес Уполномоченного поступает от лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Всего за 2014 год от них поступило 815 обращений, или 24,3 %.Указанная категория обращалась к Уполномоченному по вопросам несогласия с вынесенным приговором; пребывания в исправительных учреждениях; перевода в исправительные учреждения, находящиеся вблизи места жительства родных и близких; получения медицинской и социальной помощи, разъяснения законодательства и другим.

Среди актуальных вопросов, поднимаемых в обращениях граждан также: гражданско-правовые отношения – 347 (10,4 %); социальная защита и социальное обеспечение – 181 (5,4%); здравоохранение и медицинское обслуживание – 107 (3,2 %).

С жалобами на нарушения прав граждан правоохранительными органами в аппарат Уполномоченного поступило 225 обращений (6,7%).

По вопросам нарушения трудовых прав работников поступило 135 заявлений (4,0 %). С жалобами на неисполнение судебных решений обратилось 124 человека (3,7%).

В адрес Уполномоченного поступают обращения учащихся, студентов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ими затрагивались вопросы обучения в образовательных учреждениях, здравоохранения, обеспечения жильем и т.д. Количество таких обращений составило 134 (4,0 %).

Анализ результатов рассмотрения обращений, поступивших в адрес Уполномоченного, показал, что около 18 % обращений граждан удовлетворены. 14 % от общего количества составляют обращения, доводы которых не нашли своего подтверждения в ходе проверки. Более 50 % заявителей даны разъяснения организациями и ведомствами, в компетенцию которых входит рассмотрение обращений по существу, а также самим Уполномоченным, в том числе направлены разъяснения действующего законодательства, способов защиты и восстановления прав и интересов.

В целях объективной оценки состояния дел в сфере защиты прав и свобод граждан на территории Саратовской области социологическим факультетом Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в ноябре-декабре 2014 года было проведено социологическое исследование на тему: «Восприятие жителями Саратовского региона качества соблюдения и защиты прав и свобод граждан».

Результаты проведенного социологического опроса показали, что наиболее важными для респондентов конституционными правами и свободами являются: охрана здоровья (47,4%), право на свободу и личную неприкосновенность (42,2%). Важность права на жизнь респонденты отмечают в 38,7% случаев, в 37,3% — важность права на социальное обеспечение, права на жилище – в 37%, права на защиту своих прав и свобод, включая судебную, – в 36,1% случаев. Важность права на образование отмечают чуть реже – в 28,5% случаев, право на труд и на отдых опрошенные считают приоритетными в 25% и 20% случаев соответственно. Аутсайдерами рейтинга наиболее важных для саратовцев прав и свобод стали: право избирать и быть избранным (6,1%), право на участие в общественной и политической жизни (6,4%).

В 2014 году к Уполномоченному поступило 951 обращение, касающееся соблюдения прав граждан в жилищной сфере (387 – вопросы благоустройства, жилищно-коммунальные услуги, 517 – предоставление и содержание жилья; 47– обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа).

Основными проблемами в указанной сфере стали: вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг (с учетом зимнего периода – обеспечение тепловой энергией и горячим водоснабжением), несогласие с размером начисляемой платы за пользование коммунальными услугами; предоставление жилья; проведение текущего и капитального ремонта в жилых домах; проблемы переселения из ветхого и аварийного жилья; сложности выбора способа управления, жалобы на действия руководства управляющих компаний.

В настоящее время в Саратовской области у граждан существует множество проблем с реализацией права на переселение из аварийного жилищного фонда. Это и бездействие собственника домов по обращению в межведомственную комиссию с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; отказ комиссии в таком признании; длительное не расселение домов, несмотря на наличие соответствующего распоряжения; а в иных случаях – банальная нехватка денег у граждан на оплату технической документации.

Больше всего обращений по поводу обеспечения жилыми помещениями поступило от граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – наиболее социально уязвимой категории населения любого региона Российской Федерации. Основными вопросами, обозначенными заявителями в обращениях к Уполномоченному, были отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области, а также длительное непредоставление жилого помещения.

В результате изложенного можно сделать вывод о том, что для дальнейшего системного решения вопроса обеспеченности жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, единственным выходом является совершенствование бюджетной политики, в том числе увеличение доли средств федерального бюджета на эти цели. По данному вопросу направлена информация Уполномоченному по правам человека в РФ Э.А. Памфиловой.

Всем обратившимся разъясняется законодательство, оказывается помощь в составлении необходимых документов.

В докладе подобно описаны выявленные нарушения и принятые меры в отношении ТСЖ, ЖСК и УК.

В условиях, когда плата за жилье и коммунальные услуги составляет значительную долю дохода граждан, особенно у пенсионеров, каждому хочется, чтобы эти услуги были качественными, а расчеты – правильными.

Еще одним вопросом, вызвавшим шквал обращений в адрес Уполномоченного стали жалобы, связанные с начислением больших сумм по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

Методика начислений особенно сильно «ударила» по одиноким и социально незащищенным жителям области – пенсионерам и инвалидам. Граждане высказывают крайне негативное отношение к порядку начисления платы. Все заявители полагают, что существующий порядок взимания платы существенно нарушает их права, ухудшая имущественное положение.

Органам государственной власти, местного самоуправления, и управляющим организациям для решения обозначенной проблемы необходимо:

— усилить контроль за правомерностью начисления платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме;

— вести более активную разъяснительную работу среди населения по порядку начисления платы.

Органам местного самоуправления необходимо:

— оказывать всестороннее содействие собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах в выборе способа управления на территории муниципальных образований;

— рассмотреть вопрос о создании (при наличии таковых – повышении эффективности деятельности) рабочих групп для проведения совместно с представителями управляющих компаний и потребителями коммунальных услуг обследований на предмет правильности подключения, оптимальности распределения нагрузок и выявления несанкционированных подключений;

— оказывать содействие населению в выявлении причин большого объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды, которые заключаются в наличии бездоговорного потребления или хищения со стороны физических и юридических лиц.

Выходом из существующего на сегодняшний момент положения с нарушением прав граждан со стороны управляющих компаний может быть только повышение ответственности за качество коммунальных услуг, предоставляемых населению управляющими организациями.

Значительное число обращений к Уполномоченному в сфере ЖКХ составляют жалобы на действия или бездействие управляющих организаций. Жалобы поступили на ООО «Саратовская ЖЭК», АТСЖ Ленинского района г. Саратова, ЖСК «Князевский взвоз», ТСЖ «Дружба-2001», ТСЖ «Чайка-7», и многие другие управляющие организации.

Заявители сообщали о таких нарушениях со стороны управляющих компаний, как:

— несоблюдение порядка содержания и ремонта жилищного фонда и общего имущества в многоквартирном доме и придомовых территорий;

— отсутствие контроля за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту;

— необоснованность устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и др.

Нарушения получили подтверждение по результатам проверок в ООО УО «Жилкомплекс», ООО УК «Стройкомплект», ООО «Матис».

Граждане озвучивали также жалобы на отключение водоснабжения и света и непринятие коммунальными службами срочных мер по их подключению. Сотрудникам приходилось звонить в администрации районов города и области, на телефоны «горячих линий», а также в ресурсоснабжающие организации с просьбами о принятии экстренных мер.

Хочется верить, что вступивший в силу закон о лицензировании управляющих компаний, который нацелен на государственное регулирование деятельности в сфере управления многоквартирными домами, поможет отсечь халатность, недобросовестность и непрофессионализм в управляющих организациях. Федеральные законодатели считают, что введение коллегиального принципа принятия решения о выдаче лицензии УК и ее аннулировании создаст реальный инструмент для управления этой пока неблагополучной сферой.

Прошедший год не снял, к сожалению, проблему, крайне актуальную для многих жителей муниципальных районов Саратовской области – перебои с водоснабжением. Граждане жаловались как на отсутствие водоснабжения, так и на качество поставляемой воды.

Необходимо отметить, что проблемы улучшения водоснабжения населения и качества питьевой воды имеют общегосударственное значение и требуют комплексного решения.   Для достижения этих целей необходимо решение задач по: — предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям;- повышению эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий; — совершенствованию хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды.

Дороги, транспортное обеспечение – это вопрос, который следует постоянно держать на контроле. Серьезность проблем в данной сфере привела к тому, что органы исполнительной и законодательной власти области приняли решение о необходимости ее системного решения, объявив 2015 год Годом дорог, в течение которого планируется проделать большую работу по приведению дорог Саратовской области в надлежащее состояние.

Несмотря на очевидные положительные изменения в сфере здравоохранения Саратовской области, в адрес Уполномоченного в 2014 году поступили 107 жалоб граждан на нарушения их прав на медицинскую помощь, в том числе на лекарственное обеспечение льготных категорий, качество оказания медицинской помощи, ненадлежащее исполнение своих обязанностей медицинским персоналом, нарушение прав при предоставлении платных услуг населению, несоблюдение медицинской этики и другое. При поступлении подобных жалоб Уполномоченным были организованы проверки лечебных учреждений, вызвавших нарекания жителей, совместно с представителями министерства здравоохранения Саратовской области.

Следует отметить, что профильным министерством проделана большая работа по улучшению организации оказания медицинской помощи жителям Саратовской области, в лечебных учреждениях оборудованы информационные стенды, в свободном доступе имеется номера телефонов администрации лечебных учреждений и контролирующих органов, приняты меры по сокращению сроков плановой госпитализации в медицинские учреждения.

Сельская медицина не должна быть в более уязвимом положении по сравнению с организацией медицинской помощи в областном центре. Ведь именно лечебные учреждения, расположенные в районах наиболее приближены к населению и могут обеспечить эффективную систему профилактики заболеваний, пропаганду здорового образа жизни. Вместе с тем, выезды Уполномоченного в муниципальные районы области — Балтайский, Воскресенский, Калининский, Лысогорский, Петровский, Перелюбский и другие показали, что существенной проблемой сельской медицины является нехватка кадров, особенно узких специалистов.

Подводя итог ситуации с соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения, Уполномоченный считает необходимым выделить следующие направления, требующие внимания в 2015 году:

— лекарственное обеспечение льготных категорий жителей Саратовской области;

— улучшение качества медицинской помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения области;

— поддержка медицинских работников учреждений здравоохранения.

В целях повышения качества предоставляемых медицинских услуг Уполномоченный рекомендуют министерству здравоохранения Саратовской области:

— проанализировать работу по доступности информации о видах и порядке предоставления как платных, так и бесплатных услуг;

— принимать меры по своевременному проведению конкурсных мероприятий по закупке лекарственных препаратов для обеспечения льготной категории граждан.

Поддержание достойного и качественного уровня жизни людей в любом современном государстве является важнейшим направлением социальной политики. В особой заботе государства нуждаются люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, инвалиды, несовершеннолетние, малоимущие, пенсионеры и др. Гарантии защиты прав вышеуказанных категорий граждан закреплены в федеральном и региональном законодательстве. Так, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Законом предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы, с помощью которой человек сможет преодолеть тяжелую жизненную ситуацию.

Несмотря на позитивные изменения в законодательстве, в настоящее время жалобы на нарушения прав социально незащищенных слоев населения в адрес Уполномоченного продолжают поступать.

Всего в 2014 году по вопросам социального обеспечения и поддержки обратился 181 житель области (в 2013 – 113). Жалобы и заявления поступали практически из всех муниципальных районов области.

Еще одним вопросом, с которым обращаются граждане, является обеспечение льготных категорий граждан санаторно-курортными путевками, средствами реабилитации.

С жалобами на не получение путевок на санаторно-курортное обеспечение поступали обращения из Воскресенского, Пугачевского, Калининского, Новоузенского, Аркадакского и других районов области.

Финансовое обеспечение на указанные цели осуществляется за счет средств федерального бюджета, представляемых в виде субвенций бюджету области, объем которых, к сожалению, не достаточен для полного удовлетворения потребностей в санаторно-курортном лечении.

Завершая освещение данного вопроса необходимо отметить, что в соответствии с решением Координационного совета российских уполномоченных о направлении в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ Э.А. Памфиловой информации о проблемах реализации прав граждан на территории субъектов РФ, требующих урегулирования на федеральном уровне, Уполномоченным по правам человека в Саратовской области было направлено письмо о необходимости увеличения размера субвенций из федерального бюджета, выделяемых регионам на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и приобретение санаторно-курортных путевок.

Подводя итог ситуации с соблюдением прав граждан в Саратовской области в социальной сфере необходимо отметить, что в последнее время предпринимаются меры по инвентаризации, оптимизации мер социальной поддержки и их переводу на адресный характер. Однако анализ текущей ситуации в сфере социальной защиты показывает, что идея адресности социальной помощи реализуется далеко не полностью и, несмотря на разработку большого количества соответствующих методик, проблема определения истинно нуждающихся в помощи лиц на практике до конца не решена.

По этой причине подходить к оптимизации мер социальной поддержки, их монетизации и переводу на адресный характер следует взвешенно, так как для многих получаемые льготы являются существенной мерой поддержки со стороны государства. Такие шаги могут привести к нарастанию социальной напряженности среди населения.

Основной задачей в работе Правительства Саратовской области в социальной сфере на 2015 год считаю необходимости повышения эффективности межбюджетного взаимодействия с федеральными органами власти в целях недопущения ситуаций нехватки денежных средств для исполнения социальных обязательств, в частности, обеспечения прав и законных интересов льготных категорий населения.

Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства в 2014 г. была несвоевременная выплата (либо невыплата) заработной платы, сверхурочных работ, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

К причинам нарушения этих прав относятся:

— прекращение деятельности организации;

— ненадлежащее оформление трудовых отношений;

— нежелание работодателей нести социальную нагрузку (незаключение работодателями трудовых договоров и «серые» зарплаты).

Помимо нарушения прав граждан это ведет также к недопоступлению средств в бюджеты, особенно местные, осложняя решение наиболее значимых для жителей задач.

Кроме проблемы невыплаты заработной платы, обращения граждан к Уполномоченному касались других вопросов трудового законодательства (невозможности трудоустройства, безопасности условий труда, режима труда и отдыха, предоставления работникам гарантий и т.д.).

Заявителями поднимались вопросы, касающиеся деятельности центров занятости населения области, выражалась просьба о предоставлении разъяснений действующего законодательства в части реализации трудовых прав.

Вопросы соблюдения трудовых прав граждан, требуют постоянного мониторинга, как относящиеся к наиболее значимым социальным правам граждан. Важно проводить работу по выявлению скрытых должников по оплате труда, активизировать надзор на предприятиях – должниках. Во всех случаях необходимо добиваться привлечения к ответственности собственников и руководителей предприятий, виновных в невыплате зарплат и доведение предприятий до банкротства.

В течение всего года к Уполномоченному поступали обращения, граждан, связанные с получением ими государственных услуг в сфере миграции, в том числе приобретением гражданства Российской Федерации.

Заявителям требовалась правовая помощь, а также содействие в сборе необходимых документов. Многие длительное время жили на территории нашей страны, но не предпринимали никаких мер по легализации своего проживания, успев создать семью, родить детей.

Важно отметить, что на территории области по-прежнему проживают граждане, не имеющие документов, удостоверяющих личность. Многие из них проживают в России длительное время, имеют детей и внуков. Не имея никаких документов, указанные категории граждан зачастую сталкиваются со сложностями в реализации своих прав. В связи с этим компетентным органам власти необходимо вести работу по выявлению таких лиц и оказанию содействия по их легализации на территории Российской Федерации. Необходимо наладить совместную работу в данном направлении между органами миграционной службы, полицией и органами местного самоуправления, которые имеют возможность выявлять таких лиц на территории своего района.

Одним из важных вопросов в текущем году стало оказание помощи гражданам, вынужденным покинуть территорию Украины. За 2014 год на территорию области прибыло более 15 тысяч граждан Украины, из них организованно 2 660. Правительством области и муниципалитетами была хорошо организована работа по их размещению и адаптации на территории региона.

Самым трудным вопросом для большей части мигрантов является отсутствие мест для проживания и регистрации. Наем жилья у населения материально затруднителен, пока не готовы документы и граждане не трудоустроены.

В связи с этим поступило 119 обращений по вопросам гражданства, миграционной политики, регистрации.

В 2014 года в аппарат Уполномоченного по правам человека в Саратовской области поступило 225 обращений граждан, связанные с нарушением их прав сотрудниками правоохранительных органов Саратовской области.

Граждане обращаются с жалобами на деятельность сотрудников органов внутренних дел: некорректное поведение сотрудников полиции, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей участковым уполномоченным полиции, незаконный, по мнению заявителей, отказ в возбуждении уголовного дела, бездействие сотрудников полиции по сообщениям о преступлениях и др.

В ходе работы по обращениям граждан с привлечением органов прокуратуры и вышестоящих должностных лиц ГУМВД выявлялись нарушения и принимались меры по привлечению к ответственности.

Жалобы поступали в адрес сотрудников Управления федеральной службы судебных приставов по неисполнению решений судов, некорректное поведение сотрудников. Всего поступило 124 обращения.

Для решения вопросов была начата практика совместных приемов граждан, в ходе которых удалось разрешить проблемные вопросы обратившихся.

Совершенствование законодательства – одно из важных направлений работы Уполномоченного по правам человека в Саратовской области. На протяжении всего года осуществлялось сотрудничество с Саратовской областной Думой – законотворческая работа, заключения на законопроекты.

В 2014 году произошел ряд существенных изменений жилищного законодательства, законодательства в сфере социального обеспечения, принятие которых сразу же сказалось на тематике поступающих к Уполномоченному обращений. Население области нуждалось в информации о готовящихся и вступивших в силу изменениях.

В целом законодательству Саратовской области удалось сохранить социальную направленность.

Работа с населением Саратовской области, в том числе молодежью, позволяет сделать вывод о том, что в целом уровень правовой культуры граждан год от года повышается. Граждане начали более активно осуществлять самостоятельную защиту своих прав и интересов, в том числе через суд, повысилась общая информированность населения в сфере правовых знаний, деятельности и компетенции органов власти, своих правах, обязанностях, юридической ответственности.

По итогам проведенного социологического опроса саратовцы не понаслышке знакомы с ситуациями нарушений прав человека в Саратовской области. При этом причины нарушений, по мнению жителей, чаще кроются в отдельных аспектах работы властных структур и правовой безграмотности населения. Это еще раз подтверждает необходимость проведения работы по правовому просвещению.

В связи с этим свою задачу на 2015 год Уполномоченный видит в дальнейшей работе по правовому просвещению жителей Саратовской области, рассчитывая на поддержку и помощь органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и правозащитных организаций, средств массовой информации и научного сообщества и, конечно, самих граждан.

Сотрудничество с районными и городскими газетами в 2015 году будет продолжено, потому что очень важно выстроить контакт с информационным пространством, районные журналисты работают с населением вплотную, мы можем полнее черпать информацию, о том, что же происходит на той или иной территории.

Исходя из изложенного, считаю необходимым отметить ряд моментов.

1. Наблюдается ежегодный рост удельного веса обращений о нарушении гражданских прав и прав-гарантий, что отражает рост требовательности граждан к обязательствам государства по гарантированию их прав и свобод.

2. Государственные и муниципальные органы оказываются не всегда подготовлены на уровне современных требований к предоставлению государственных услуг населению, реагированию на обращения граждан, обеспечению открытости.

3. Большинство выявленных нарушений прав можно исправить — направления и меры приведены в Докладе.

И в заключении хотелось бы сказать, что Основной Закон нашей страны гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Права человека могут быть обеспечены лишь тогда, когда они признаются высшей ценностью и гражданами, и государством, при чем не на бумаге, а в повседневной жизни.

Приведенный в данном докладе анализ обращений жителей, итоги посещения Уполномоченным муниципальных районов, социологическое исследование, оценка результатов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, социально-экономическое состояние региона позволяют охарактеризовать положение с соблюдением прав и свобод человека в Саратовской области в 2014 году как удовлетворительное.

Такой вывод подтверждается и результатами социологического исследования: 9,2% опрошенных полагают, что права человека в области защищаются «хорошо»; 1,2% считают, что ситуация «отличная», 50% жителей, участвующих в опросе, оценивают ситуацию с защитой прав человека на территории Саратовской области как «удовлетворительную»; 30% отмечают, что ситуация «плохая»; 9,6% заявляют, что она «критическая».

Подводя итоги можно отметить как положительные тенденции, так и ряд отрицательных моментов.

Расширение объемов жилищного строительства, меры социальной поддержки, привлечение инвестиций, поток субсидий из федерального центра, совершенствование системы оказания бесплатной юридической помощи, налаживание доверительного диалога власти и общества – все это реалии нашего региона.

Успехи в сфере социальных, жилищных отношений, медицины и т.д. невозможно не увидеть и не оценить с положительной стороны. Многое сделано для создания лицам с ограниченными возможностями здоровья доступной среды. Есть сдвиги в благоустройстве населенных пунктов Саратовской области, придомовых территорий многоквартирных домов, строительстве спортивных сооружений и т.д.

Однако постоянно возникающие новые вызовы времени, сложности нашего законодательства, невнимание к отдельному человеку — это тоже реалии нашей жизни.

Необходимо решать острейшую социальную проблему, связанную с низкими темпами обеспечения жильем таких категорий граждан, как инвалиды, дети-сироты, малообеспеченные работники бюджетной сферы.

На протяжении ряда лет не удается окончательно решить проблемы длительного неисполнения вступивших в законную силу судебных решений, ответчиками по которым выступают органы государственной власти области, органы местного самоуправления (это решения о предоставлении жилья отдельным категориям граждан по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области, отселении из ветхих и аварийных домов, строительстве дорог, организации для населения качественного водоснабжения и т.д.).

В дальнейшей стабилизации нуждается ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Деятельность управляющих организаций по-прежнему недостаточно прозрачна и требует серьезного государственного, муниципального и общественного контроля.

В сфере здравоохранения сохраняется проблема кадрового обеспечения в сельской местности.

В сфере социального развития имеется проблема несвоевременного обеспечения инвалидов санаторно-курортными путевками, техническими средствами реабилитации.

По-прежнему острыми остаются вопросы достойной оплаты труда, а также недостаточность рабочих мест, трудоустройство граждан предпенсионного возраста, инвалидов, молодежи и т.д. В связи необходимо принять меры для выполнения социальных обязательств государства перед населением, совершенствования механизма социальной поддержки жителей нашего региона.

Нужно решать вопросы, связанные с работой общественного транспорта.

Необходимо проводить работу по правовому просвещению населения, совершенствованию системы оказания гражданам бесплатной юридической помощи. Не должны оставаться без внимания вопросы ресоциализации освобождающихся из мест лишения свободы (трудоустройства, временного обеспечения жилыми помещениями, оказания социальной и медицинской помощи).

Требуется дальнейшее упорядочивание миграционных процессов.

И еще, для достижения положительных изменений необходимо более внимательно относиться к каждому человеку, его проблемам. Анализ обращений граждан по различным вопросам и результатов их рассмотрения позволяет сделать вывод о том, что гораздо лучше отработаны механизмы и технологии отказа заявителям, чем способы решения их проблем. Необходимо изучать, обобщать и распространять практику и формы положительного рассмотрения обращений граждан в каждом государственном и муниципальном органе.

Должностным лицам органов местного самоуправления необходимо более открыто обсуждать проекты документов и решений по социально-значимым вопросам, проводить публичные слушанья, встречи с жителями, прислушиваться к мнению членов общественного совета.

Надеюсь, что в 2015 году обозначенные проблемы защиты прав граждан найдут перспективы своего решения, должностные лица органов исполнительной власти и местного самоуправления примут во внимание выводы и рекомендации, изложенные в докладе.

Уполномоченный выразил признательность всем, кто в течение прошедшего года содействовал в деле восстановления нарушенных прав граждан, а также тем, кто направил в его адрес запрашиваемые сведения и тем самым внес вклад в подготовку настоящего доклада.

Отдельно Уполномоченный выразил благодарность средствам массовой информации, которые объективно отражали события связанные с нарушениями прав конкретных людей, оказывали им содействие в решении сложных жизненный ситуаций.

В итоге доклад Уполномоченного о деятельности в 2014 году принят депутатами к сведению.