Творческие работы школьников переполнены чувством гордости и благодарности к своим близким. Все конкурсные работы отличаются эмоциональностью, неравнодушием, чувством сопереживания, высокой нравственной и гражданской позицией. Боль за украденное детство бабушек и дедушек, радость за тех родных, кто прошел страшное пекло войны и возвратился домой с победой, прошла красной линией в работах ребят.

Публикуем некоторые материалы из школьных работ победителей конкурса «Война глазами правнуков».

_________________________________________________________________________________________________________

«Я горжусь моим прадедом – Пыриковым Петром Алексеевичем. Ведь каждый день он совершал героический подвиг. Он вместе с другими рабочими приближал шаг за шагом Победу. И это единение фронта и тыла, это единение народа переломило ход войны, подарило последующим поколениями мир…

И не даром говорят: «Медаль за бой, медаль за труд — из одного металла льют». Но проходят годы, улетают в вечность. Но навсегда останется в нашей памяти беспримерный подвиг солдат и тружеников тыла, ценой неимоверных усилий и миллионов жизней одержавших Великую Победу. Работники тыла стояли в одном ряду с доблестными солдатами Советской армии и ковали победу для фронта. Они делали танки, пушки, самолёты, плавили сталь, добывали уголь, растили хлеб. Слава героям войны! Слава героям труда! Честь Вам, Поклон и Хвала! Труженики тыла заслуживают такого же уважения и почёта, как и солдаты, воевавшие на полях сражений…»

Блинохватов Алексей, учащийся 10 «А» класса МОУ «СОШ № 45» г. Саратова, сочинение «Великая Отечественная война и моя семья». Руководитель – Шафеева А.Ф.

_________________________________________________________________________________________________________

«И вдруг в один из вечеров стук в дверь.  «Вас призывают на фронт» — болью отозвалось в сердце жены, слезы застлали ее глаза. Долго бежала она за вагоном, в котором увозили ее мужа, Андрея, на фронт. Это был последний день, когда она видела его живым. Единственное письмо пришло от него из под Краснодара в августе 1942 года, где сообщал, что готовятся к тяжелому бою.

Янц

Милохин Андрей Иванович

В конце письма приписка: «Жди, пришлю новый адрес, с нового места». Нового адреса Андрей так и не прислал. До сих пор в семье хранится с огромной любовью этот фронтовой треугольник, Пожелтевший, потертый от времени, его стало трудно читать. Но насколько он дорог для близких! А через месяц пришла бумага, в которой говорилось, что муж пропал без вести. До самой смерти пересматривала, перекладывала письма в своем беленьком узелке моя прапрабабушка Настя.»

Письма

Михайлова Анастасия, учащаяся 6 «Б» класса МОУ «СОШ № 8» г. Саратова, сочинение «Наша Победа. Моя история». Руководитель – Жукова

_________________________________________________________________________________________________________

 «Говорят, что человек умирает дважды: первый раз, когда уходит из нашего мира в тот мир иной — нам неизвестный, а второй раз, — когда люди  умирают в нашей памяти. И это гораздо страшнее, чем умереть физически. В своем сердце я всегда буду хранить те светлые и нежные воспоминания о них, героях тех далеких сороковых — роковых. Глядя на мемориальную доску со словами «Никто не забыт, ничто не забыто»  хочу, чтобы каждый из нас понял,  какой ценой досталась та Великая Победа, и  что удалось пережить человечеству.

Наш день начинается с улыбки и  сытного завтрака, и этим мы обязаны тем, кто отстоял свободу и независимость человечества от фашистских захватчиков. Низкий поклон тем людям, которые защищали нашу Родину. И, конечно же, вечная память павшим на полях сражений. Честь и слава Вам, героям, тех незабываемых лет!»

Виноградова Виктория, учащаяся 8 «В» класса МОУ «Лицей № 15» г. Саратова, сочинение «Салют, Победа» Руководитель – Напалкова Н.Н.

_________________________________________________________________________________________________________

«В 1941 году, когда юной прабабушке было 22 года, и она мечтала учиться, выйти замуж и растить детей, началась Великая Отечественная война. Множество территорий Брянской области, в том числе и деревня Подковка, где жила прабабушка, подверглись оккупации фашистами.

Храбро сражались с врагами жители оккупированных территорий. За связь с ними гитлеровцы полностью сожгли деревню Марьевка вместе с жителям, 78 жителей деревни Подковка и Нижнее Бунёво были расстреляны. Моей прабабушке посчастливилось, и когда расстреливали жителей ее деревни Подковка, она смогла убежать, но ее подруги на ее глазах были расстреляны.

Захронение

Прабабушка и многие жители Брянской области, находили убежище у сотни и тысячи мирных жителей других сел разных национальностей, которые давали им кров, одежду, пищу. Люди кочевали по лесу, жили в шалашах, а кто мог держать оружие, вступал в ряды партизанских бойцов, куда после бегства из уже пустой деревни Подковка, отправилась моя прабабушка.

Всю войну она помогала сражаться с захватчиками. Была награждена множественными медалями.»

 Образков Кирилл, учащийся 2 класса МАОУ «Лицей математики и информатики» г. Саратова, сочинение «История моей прабабушки Бакутиной Прасковьи Николаевны». Руководитель – Барышева Т.Э.

_________________________________________________________________________________________________________

Классный час с учащимися 7 класса МОУ СОШ № 4

Класс

 «Военное детство – опыт раннего взросления, пережитые и навсегда запомнившиеся испытания. И несмотря ни на что, дети ждали мира, верили в победу и надеялись , что они ещё будут счастливы. Я часто задаю себе вопрос : «А смогла бы я выдержать все эти трудности?» Выдержать голод, холод, гибель родных и близких. Я не могу ответить на этот вопрос, потому что я не познала тяжелейшего времени в жизни нашей страны. Нам, родившимся после войны, многого уже не понять. И того, что пережило военное поколение – не пережить.  Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и попытаться почувствовать, что они пережили, сохранить это в памяти… И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. И всегда помнить о цене хлеба, без которого невозможна жизнь. 125 граммов хлеба в витрине музея – это памятник погибшим в блокаду и пережившим её.»

Галиева Оксана, учащаяся 11 класса МОУ «СОШ № 4» г.Балашова, видеосюжет «У войны не детское лицо». Руководитель – Куликова Т.В.

_________________________________________________________________________________________________________

 «Я иногда смотрю на старую фронтовую фотографию моего прадеда, который воевал, в том числе и за меня и мою сестру. На его груди были ордена и медали, их трудно было различить. Я долго-долго смотрела, пока не разобрала надпись на одной из медалей это …медаль …«За отвагу»! Он и сам говорил своей дочери, моей бабушке, что особенно важна медаль «За отвагу!».

Бархатов         Бархатов_газ

 Бархатов Иван Сергеевич

Куценко Елизавета, учащаяся класса 3.1 МАОУ «Лицей № 36» г. Саратова, сочинение «Мой прадедушка — Бархатов Иван Сергеевич». Руководитель – Михайлова Г.Н.

_________________________________________________________________________________________________________

 » В нашей семье всегда было особенное отношение к войне — трое из моих четверых прадедушек воевали, а прабабушки в это время работали, кто в колхозе, кто ухаживал за раненными в госпитале. Мой папа и дядя несут службу в Российской армии и я от них часто слышал, что на их решение повлияли рассказы о войне дедушки Леши и дедушки Толи. Моя мама работает учителем истории в моей школе и, к сожалению, в последнее время я от нее слышу, что многие ребята даже не знают, как зовут их прадедушек и прабабушек, не говоря уже о том, воевали они или нет. Это страшно, ведь, как гласит мудрый афоризм — «Кто не помнит своей истории, тот не имеет Родины».

Доброхотов

Доброхотов Алексей Алексеевич

Данная тема сейчас  очень актуальна, ведь сейчас многие начинают подзабывать историю Великой Отечественной войны, а многие западные политики и историки пытаются представить события в перекроенном виде, выгодном для себя. Задача нашего поколения — не допустить подобных трактовок и искажения событий, поэтому мы должны приложить все силы, для того, чтобы сохранить память о наших предках и донести их историю до других людей, до последующих поколений…

Максименко         Максименко_2

Максименко Анатолий Максимович 

Насколько важной для меня стала эта работа. Я  помню, как загорались глаза прадеда, когда он вспоминал эти события, видел,  как гордились своими родителями мои бабушки и дедушки, с какой любовью они доставали свои фотоальбомы, как они наперебой вспоминали все то, что рассказывали о войне, как сама история моей Родины смотрела на меня с этих старых фотографий и автобиографических воспоминаний. Я благодарен моей семье за то, что она помогла мне познакомиться с историей Великой Отечественной войны не только фразами из учебников, но и стать участником тех великих событий, пусть даже только в воспоминаниях.  Мои родственники не скрывали от меня тяжестей военных и послевоенных лет, но для меня это еще один лишний повод гордиться своей семьей и  Родиной. Они сумели пройти все эти тяжкие испытания, создали свои семьи, восстанавливали свою страну после войны, послужили примером для своих потомков и лично для меня.

 Я считаю, что такая работа необходима для сохранения живой памяти о наших предках, ведь они уходят, а вместе с ними умирают и события нашей истории. Поэтому сохранение исторических реликвий наших семей имеет очень большое значение, не только для отдельных граждан, но и для всей нашей страны. Если мы будем беречь память наших предков, то никто никогда не сможет переделать историю нашей страны по своему усмотрению.»

 Максименко Георгий, учащийся 8 «В» класса МОУ «СОШ № 43» г. Саратова, сочинение «История моей семьи в военные и послевоенные годы». Руководитель – Максименко А.В.

_________________________________________________________________________________________________________