Доступность водных объектов для отдыха населения

Зима в разгаре и еще есть время, чтобы насладиться чистым морозным воздухом, сходить на лыжах, покататься на коньках, ватрушках и т.д. С каждым годом объектов для активного отдыха и занятия зимними видами спорта становится все больше. Отрадно, что при поддержке председателя Госдумы Володина Вячеслава Викторовича недавно свои двери открыл ледовый дворец в городе Энгельсе, заработал каток при гимназии №89 в поселке Елшанка, таких примеров много. К слову сказать, даже ехать куда-то необязательно, снег превратил каждый двор в место отдыха.

Но это предисловие.

Не буду подробно останавливаться на особенностях зимы, в том числе писать о качестве работы коммунальных служб, которое, безусловно, должно быть улучшено. Об этом следует говорить отдельно.

Обращаю внимание, что уже в зимнее время года пора думать о лете, о том, как обеспечить для населения такое же увлекательное и альтернативное времяпровождение.

Обеспечение доступности водных объектов имеет важное значение как основы жизнедеятельности человека, а также с учетом их использования для отдыха, купания, туризма и спорта.

Наш регион богат водоемами, далеко не все они очищены и обустроены надлежащим образом.

В качестве примера могу привести обращение о недоступности для отдыха населения пруда п.Горный, поступившее ко мне во время выезда в Краснопартизанский муниципальный район. Председатель местного общественного совета отметил — «еще совсем свежи впечатления от организации отдыха населения на основном водном объекте поселка Горный – центральном пруде. В советские годы там работал прокат лодок, водных велосипедов, было организовано официальное место купания для населения. Кончено, это делалось на соответствующем тем годам уровне. Но с конца прошлого века до настоящего времени этой возможности реализовать право граждан на отдых нет вообще».

В ходе рассмотрения данного обращения было установлено, что земельный участок под указанным прудом не сформирован и на кадастровый учет не поставлен. Центральный пруд в муниципальное программное финансирование по организации очистки и благоустройства не включался. По данному факту обратилась в прокуратуру, в адрес главы было внесено представление. В результате администрацией района приняты меры по устранению нарушений, в частности, на 2024 год запланировано обустройство зоны отдыха около пруда у церкви при получении положительных экспертных заключений о состоянии воды.

Анализируя причины нахождения некоторых водных объектов в неудовлетворительном состоянии, в числе первых можно назвать отсутствие надлежащего финансирования.

Вместе с тем также отмечу, что очистка и благоустройство водных объектов не только и не столько требует финансирования, сколько внимания со стороны должностных лиц к запросам граждан, добросовестного исполнения своих должностных обязанностей. Начинать работать по указанному направлению нужно, причем уже сейчас зимой. Требуется провести работу по формированию и постановки земельных участков под водными объектами на кадастровый учет, вынести вопрос финансирования требуемых работ на рассмотрение муниципальной, а если потребуется и областной власти.


О недопустимости злоупотребления правом и необходимости своевременного исполнения обязанностей

Традиционно в начале отопительного сезона к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области поступают обращения, непосредственно касающиеся организации обеспечения услугой по отоплению, несвоевременности подачи в МКД тепла, неокончания/позднего начала ремонтных работ и т.п. Затрагиваются и другие сопутствующие вопросы. Некоторые из них, как например, вопрос отключения услуги газоснабжения или массового принуждения к заключению договора на обслуживание газового оборудования, возникающие именно во время вхождения в отопительный сезон, вызывают особый интерес и дают мне повод поговорить об этом. Тем более, что такие обращения поступают сезонно вот уже второй год.

По таким обращениям в целях установления объективности заслушиваются обе стороны: кроме изучения обращения связываемся с заявителями и получаем дополнительную информацию, направляются запросы в газоснабжающую организацию для представления ею объяснений по существу поступившего обращения. Кроме того, для проведения проверки обращение направляется в прокуратуру.

Ответы газоснабжающей организации содержат информацию о том, что при проведении плановых работ на сетях газоснабжения работниками газораспределительной организации была обнаружена загазованность подъездов и негерметичность газопроводов – вводов в многоквартирных жилых домах. В целях недопущения угрозы жизни и здоровью людей подача газа в дома была приостановлена.

Надзорные органы нарушений не выявляют, но на всякий случай принимают дополнительные меры по соблюдению прав граждан. Так, прокуратурой Новобурасского района было организовано проведение сходов граждан, рабочих встреч и совещаний с участием самих граждан, представителей администрации и газоснабжающей организации, где также проводилась работа по разъяснению населению необходимости соблюдения требований законодательства в части заключения договоров на внутридомовое газовое обслуживание.

Формально нарушений, действительно, нет. Но….

Полагаю необходимым дать более подробные разъяснения законодательства, а потом поговорить об отмеченном «НО».

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан утверждены Правительством Российской Федерации на основании постановления от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (далее — Правила).

Пунктом 21 Правил на абонента возложены обязанности, к которым в том числе относятся обеспечение надлежащего технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также своевременное заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее – Договора).

За уклонение от заключения Договора, если его заключение является обязательным, частью 2 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность: наказание — административный штраф на граждан от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей (полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях за указанные правонарушения возложены на Государственную жилищную инспекцию Саратовской области).

Таким образом, необходимость проведения технического обслуживания газового оборудования и заключения договоров – это не новшество, а требование законодательства и норм безопасности.

Никогда не следует забывать, что газ – источник повышенной опасности, а значит, и относиться к нему необходимо с особым вниманием. Многие наверняка помнят, как раньше сотрудники газовых служб регулярно совершали обходы домой и проверяли газовое оборудование – проводили его техническое обслуживание. С потребителей за эту услугу денег не брали, поскольку ее стоимость была уже включена в тариф на пользование газом. Но с 01.01.2006 в соответствии с решением Федеральной службы по тарифам стоимость технического обслуживания внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) из оплаты за газ была исключена, в связи с чем техобслуживание ВДГО стало осуществляться только по договорам с жильцами и, соответственно, за отдельную плату.

Многие восприняли нововведение как дополнительную плату и отказались заключать договоры на обслуживание ВДГО. Без договоров профилактические осмотры газовых плит и котлов практически прекратились. Результаты не заставили себя ждать – участились случаи аварий, взрывов бытового газа.

Назрела необходимость на законодательном уровне закрепить обязанность заключения таких договоров.

Порядок и условия заключения Договора определены в Правилах пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (в ред. от 29.05.2023).

Согласно пункту 16 названных Правил Договор является публичными и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами.

С 01.09.2023 года вступили в силу изменения в ст.ст. 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации в отношении условий предоставления коммунальной услуги газоснабжения. Цель изменений – создание безопасных условий эксплуатации газового оборудования в многоквартирных и жилых домах.

Отныне функции по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования переданы газораспределительным организациям.

В соответствии с актуальной редакцией Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» с 01.09.2023 газораспределительная организация — специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.

Для обслуживания внутридомового газового оборудования теперь законом предусмотрена обязанность для всех (в зависимости от формы правления) УК, ТСЖ, ЖСК (управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов) заключить договор о техническом обслуживании и ремонту внутридомового оборудования со специализированной газораспределительной организацией, которая будет наделена исключительным правом на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования.

Изменения, предусматривающие обязанность заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования со специализированной организацией, должны быть внесены в договор управлением домом — если дом обслуживает управляющей компанией, в уставы, если дом обслуживает ТСЖ и ЖСК, — до 30 ноября 2023 года.

Все договоры о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенные ранее 01.09.2023, в срок до 01.01.2024 должны быть приведены в соответствие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции нового Федерального закона: обязанность по заключению договоров в отношении внутриквартирного оборудования, предусмотрена для потребителей-собственников/нанимателей. Граждане могут заключать договоры самостоятельно в индивидуальном порядке или могут определить на общем собрании собственников лицо, которое заключит один договор на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования от имени всех собственников и нанимателей в доме. Договоры на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного оборудования, заключенные до 01.09.2023, будут действовать до их прекращения или расторжения, но не позднее 01.01.2024.

Размер платы за техническое обслуживание и ремонт будет рассчитываться самой специализированной организацией на основании методических указаний, разработанных Минстроем Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, если у абонента нет договора на техобслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение, то поставщик газа вправе не заключать договор на поставку газа потребителю либо приостановить исполнение своих обязательств по ранее заключенному договору (Постановление Правительства Российской Федерации № 549). Поставщик в данном случае руководствуется не только требованиями законодательства, но и правилами обеспечения безопасности пользователей природного газа. Поставка газа на неисправное оборудование недопустима, даже при условии полной и своевременной оплаты потребленного газа.

Перед тем, как отключить газ, газовые компании обязаны прислать жильцам домов письменные предупреждения о возможных последствиях отсутствия заключенного договора на техническое обслуживание. В случаях, отключения газа, его потребители, не имеющие Договора, оплачивают и отсоединение, и повторное подключение газа.

Теперь о «НО».

Изложенное о порядке заключения Договора, отключения газа и подключения его вновь максимально понятно и не должно вызывать у потребителей возмущения и жалоб. Однако порой ситуации доходят до коллективных жалоб на поставщика газа, до утверждений о надуманности причин отключения газа от домовладений, ведущих к социальному напряжению и без того в напряженный период – начало отопительного сезона. 

Все объяснение этому видится в несвоевременном исполнении газопоставщиками своих обязанностей по информированию населения о внесенных изменениях, разъяснению последствий незаключения Договора, по равномерному заключению Договоров в течение года, т.е. своевременному исполнению своих обязанностей. Да, такая работа должна вестись на протяжение всего календарного года, а не накапливаться перед отопительным сезоном, когда люди начинают жить в безвыходных условиях наступающих холодов. Население в отношениях с монополистами и без того, априори находится в неравных условиях. Поэтому, когда имеются потребители с незаключенными Договорами газоснабжающие организации ведут себя очень спекулятивно и действительно прибегают к массовому понуждению к заключению Договора и отключению газа, если результат не получен. А потом потребителю еще и платить за подключение придется. Естественно, это вызывает скандалы, недовольство у людей, к сожалению, не только «газовиками». Последние же просто пользуются своим доминирующим положением, сезоном, но забывают о том, что это их нерасторопность и отсутствие должной связи с населением становятся причиной такого недовольства.

Граждане также обращают внимание, что Договора заключаются формально, газовое оборудование «газовиками» не проверяется.

Например, Уполномоченный обращалась в Петровскую межрайонную прокуратуру по факту отключения газоснабжения в микрорайоне «Военный городок». Межрайпрокуратурой проведена проверка актов выполненных работ по проведенному техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (далее – ТО ВКГО), по результатам которой установлено, что в нарушение Минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее – Перечень) при проведении ТО ВКГО в квартире гражданки А. отсутствовало газоснабжение, в связи с чем, провести проверку по п.8-9 Перечня не представлялось возможным. Однако акт выполненных работ по ТО ВКГО подписан и предполагает проведение проверки по всем пунктам Перечня. Таким образом, в нарушение действующего законодательства, ТО ВКГО в вышеуказанной квартире филиалом в р.п Базарный Карабулак ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» надлежащим образом не проведено, в связи с чем, имеется риск возникновения аварийной ситуации. По данному факту межрайпрокуратурой в адрес директора филиала в р.п Базарный Карабулак ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» внесено представление.

Таким образом, действительно, безопасность людей напрямую зависит от технического обслуживания оборудования. Вместе с тем недопустимо злоупотребление своими правами со стороны газораспределительных организаций. Следует работать с населением в течение года, искать компромиссы в тех случаях, когда потребителям затруднительно в силу различных причин заключить Договор по первому требованию. При этом граждане должны понимать, что в рамках заключенного Договора действительно осуществляется техническое обслуживание их газового оборудования. Недопустимо, чтобы Договора заключались формально, с целью сбора денежных средств с населения, без предоставления соответствующих услуг.

Только на основе взаимного уважения между газовыми компаниями и потребителями возможно установление правового режима, отвечающего всем необходимым требованиям безопасности в сфере газоснабжения и удовлетворяющего все заинтересованные стороны.


Что не сезон, то неизвестность

Недавно вошли в отопительный сезон. Конечно, не без сбоев, не без разбирательств, но вошли.
Природа медленно, но верно приводит в нашу жизнь зиму. Да, ещё не зима,но… Начались осадки, напоминающие всем (всем ли?) жителям областного центра зимние. Пришли дожди со снегом, установилась отрицательная температура, на дорогах — снежная каша, на тротуарах — сильнейшая гололедица.

Сегодня утром при выходе из маршрутки на протяжении каких-то 5 секунд, подскользнувшись, упали две женщины. Хорошо, что все обошлось, а могло бы продолжиться в больнице.

Ответственным службам следует подумать и принять меры вовремя, а не ждать возвращения плюсовой температуры. Хотя бы около остановочных павильонов, не стесняясь, демонстрировать свою готовность к зимним условиям и заботу о людях.


Ремонт общего имущества в многоквартирных домах

На законодательном уровне введен механизм формирования и использования фонда капитального ремонта. Большинство жителей области добросовестно оплачивают взносы на капитальный ремонт и вправе рассчитывать, что в случае наступления соответствующих оснований их дома своевременно отремонтируют.

Несвоевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, как правило, приводит их к состоянию непригодности для проживания граждан.

Эта проблема, недопустимая сама по себе, способствует формированию у граждан недоверия к системе накопления и использования фонда капитального ремонта, увеличению числа неплательщиков взносов за капитальный ремонт.

Отмечу и наличие другой проблемы — бездействие управляющих компаний по проведению текущего ремонта в домах, включенных в программу капитального ремонта, а также программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Например, к Уполномоченному поступило обращение жителей Кировского района. Их многоквартирный дом включили в областную программу капитального ремонта в 2013 году. Однако планируемое событие так и не наступило.

Распоряжением главы администрации города в 2020 году дом признали аварийным и подлежащим сносу, поэтому его исключили из региональной программы капитального ремонта. Теперь решается вопрос о переселении граждан.

Тем временем, в 2021 году в указанном многоквартирном доме зафиксированы протекающие деформации строительных конструкций, за счет средств резервного фонда администрации муниципального образования проведены мероприятия по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с возможными обрушением строительных конструкций дома: усиление стен и фундамента. В 2022 году стала протекать кровля. При этом управляющая компания, в чьи обязанности входит проведение работ по частичному ремонту кровли, свои обязанности по текущему ремонту не выполняла. Только после обращения Уполномоченного в администрацию муниципального образования управляющей компанией проведены работы по устранению причин протекания кровли дома.

Данный пример демонстрирует, что несвоевременное решение задачи капитального ремонта дома, словно снежный ком, увеличивает масштабы проблем, с которым столкнулись его жители. А значит, теперь требуется больше финансовых средств для их решения. И эти средства будут тратиться не из фонда капитального ремонта.


О брошенных в дворах автомобилях

Одним из проблемных вопросов в сфере благоустройства является нахождение во дворах и на уличных стоянках брошенных транспортных средств.

Вопрос значимый и касается не только комфортных условий проживания жителей региона, но и обеспечения их безопасности.

Отмечу, что уже несколько месяцев мною ведется переписка с администрацией Кировского района города Саратова в отношении брошенных автомобилей, выявленных на дворовых территориях данного района. После повторного выезда сотрудников моего аппарата по известным адресам, стало ясно, что ситуация не изменилась – брошенные автомобили находятся на прежнем месте.

В связи с этим мною в адрес главы районной администрации направлены Рекомендации о принятии мер по защите и восстановлению прав граждан.

Обращаю внимание, что Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 ноября 2022 года № 4667 утвержден Порядок выявления, обследования, перемещения, хранения, обращения в муниципальную собственность, возврата брошенных транспортных средств на территории муниципального образования «Город Саратов».

Отрадно, что глава администрации муниципального образования «Город Саратов» Лада Михайловна Мокроусова знает проблемы города, что называется изнутри, и оперативно принимает необходимые решения.

Теперь администрации районов должны организовать работу в соответствии с установленным Порядком.

 Уважаемые друзья! Если районные администрации не реагируют на ваши обращения, сообщайте в приемную Уполномоченного.


Думать о людях и делать для людей!

Когда сталкиваюсь со случаями легкомысленного отношения к людям, всегда хочу спросить — что нужно еще такое сказать или сделать, чтобы должностные лица и иные работники обслуживающих население организаций думали о людях?

Ежедневно на всех уровнях власти звучат призывы думать о людях, руководством нашей страны принимаются соответствующие решения. К сожалению, слышат не все, делают как им удобно!

Недавно занималась разрешением подобной ситуации.

Ко мне обратились жители станции Паницкая. На железнодорожном пути у перрона был отцеплен грузовой локомотив, который на длительное время перегородил пешеходный переход. Чтобы уехать в областной центр, жителям приходилось обходить длинный состав поезда либо, рискуя жизнью, подлезать под вагоны. Такой маршрут создавал значительные неудобства для граждан, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Связалась с начальником Центра организации работы железнодорожных станций ОАО «РЖД». В этот же день пешеходный переход был освобожден, местные жители вновь могут беспрепятственно пользоваться пешеходным переходом.

Ничего сложного, решение очевидное, затрат не требует.

Еще раз. Все берём за правило — думать о людях и делать для людей!


Человек и память

Во время встречи историков и представителей религиозных конфессий с Президентом РФ Владимиром Путиным была поставлена проблема преподавания истории в высшей школе, чтобы заботиться об объективности и правдивости передачи исторических событий, не допуская переписывания истории и пересмотра её результатов.

Примечательно, что сегодня на Генеральной Ассамблее ООН принят проект резолюции России о борьбе с героизацией нацизма. За документ проголосовали 105 государств, против выступили 52 страны — большинство под прямым нажимом представителей США, 15 воздержались. Резолюция рекомендует странам принять надлежащие конкретные меры, “в том числе в законодательной области и в сфере образования”, чтобы предотвратить пересмотр истории и итогов Второй мировой войны и “отрицание преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных во время Второй мировой войны”.


Родители, помните, никто не сможет позаботиться о ваших детях так, как вы сами!

Получила обращение от родителей, просивших помочь добиться справедливости и привлечь к ответственности лиц, виновных в причинении вреда здоровью их ребенку.

История непраздная и неновая, но хочу обратить на нее внимание.

В парке Победы ребенок катался на пони, упал, получил тяжкий вред здоровью. Неизвестные лица, оказывавшие услуги по катанию на пони, с места происшествия сразу исчезли. Пока родители были озабочены лечением ребенка, проводить проверку по факту происшествия правоохранительные органы не спешили. Спустя три месяца стало известно, что зарегистрированный в отделе полиции материал проверки направлялся в следственный комитет, откуда был возвращен обратно в отдел полиции без принятия по нему процессуального решения.

Полагаю, что данный пример демонстрирует наличие системных просчетов. Услуги, тем более тогда, когда это касается детей, должны оказываться компетентными лицами и при неукоснительном соблюдении обязательных требований. Быстрота реагирования на нарушения в данной сфере, так же как и ответственность нарушителей, должна быть особой.

Отмечу, что по данному факту обратилась в прокуратуру, после чего материал проверки вновь был направлен в следственный комитет. С помощью прокуратуры удалось добиться возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 238 УК РФ.

Призываю быть ответственными всех оказывающих подобные услуги лиц, контрольно-надзорные службы и правоохранительные органы, а также родителей!


Сегодня месяц как указом Президента России была объявлена частичная мобилизация.

Это время показало высокий уровень патриотизма в обществе, способность общества мобилизоваться в сложных обстоятельствах, верность публичной власти взятым на себя социальных обязательствам, способность наращивать социальную составляющую в непростых условиях.

Сама же частичная мобилизация указала на не в полной мере актуальность законодательства в этой сфере, потребовала оперативного реагирования на изменившиеся условия, не дожидаясь изменения нормативной базы, что и вызвало неоднозначность и неоднородность практики проведения мобилизационных мероприятий в разных регионах страны.

За месяц проведения частичной мобилизации в Саратовской области ко мне поступило более 70 обращений мобилизованных и их близких родственников, а также уполномоченных по правам человека других субъектов. В тесном взаимодействии с органами прокуратуры и военным​ комиссариатом в целом все обращения разрешаются положительно.

Отмечу, что защита прав мобилизованных возможна и в судебном порядке. Так, начала формироваться судебная практика: https://oktyb—chel.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=403526777&delo_id=41&new=0&text_number=1

https://www.google.com/amp/s/newizv.ru/news/society/17-10-2022/v-sankt-peterburge-troe-mobilizovannyh-otozvali-iski-k-voenkomatu%3famp=1

В Ленинском районном суде г. Саратова так же начался процесс по иску мобилизованного к военному комиссариату и призывной комиссии: https://novosti-saratova.ru/v-saratove-nachalsya-sud-s-uchastiem-voenkomata-ob-otmene-mobilizatsii-bolnogo-muzhchinyi.html?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fstory%2FVSaratove_nachalsya_sud_suchastiem_voenkomata_ob_otmene_mobilizacii_bolnogo_muzhchiny—2711e4f2b59b7c40eeb150dc2611bb95


О введении должности военного омбудсмена

В Государственную Думу внесен законопроект о введении должности военного омбудсмена. Поставленный вопрос важный и позиции в отношении путей его решения разные.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации высказала свое отношение к нему, приведя весомые аргументы.

Полностью поддерживаю Татьяну Николаевну Москалькову, и, не умаляя необходимости защиты и обеспечения прав военнослужащих, в том числе мобилизованных на военную службу, необходимости повышения гарантий прав военнослужащих и введения дополнительных инструментов защиты их прав, членов их семей – все это без сомнения очень важно!!! – добавлю.

Поводом появления идеи о введении должности военного омбудсмена послужило проведение частичной мобилизации – обстоятельства экстраординарного, но все же носящего временный характер. Прибегать к изменению устоявшейся системы защиты прав, вводя новые должности, руководствуясь временными обстоятельствами, не совсем рационально. Следуя такой логики можно было ставить вопрос о введении должности ковидного омбудсмена.

Введение должности военного омбудсмена в условиях мобилизации требует наделения его особыми полномочиями. Если так, то это приведет к появлению в системе государственной защиты института, отдаленного от формализованных представлений об омбудсмене. Если не так, то смысл введения этой должности теряется. Тогда необходимо просто наращивать взаимодействие компетентных органов в рамках существующей системы государственной защиты прав человека и оттачивать использование имеющегося правового инструментария.

Несомненно и другое, движение законодателя по пути учреждения новой должности ведет в сторону от решения наиболее насущных проблем. 


Мнение о «наливайках»

Сегодня приняла участие в работе круглого стола, организованном комитетом по социальной политике Саратовской областной Думы, в рамках которого обсуждались проблемы реализации ЗСО «О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории Саратовской области» (в части ограничения розничной продажи алкоголя в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах).

Поводом для организации и проведения этого мероприятия послужили обращения граждан, проживающих в многоквартирных домах, в которых расположены объекты общественного питания, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, а также желание депутатского корпуса провести мониторинг реализации положений ст. 1.1 указанного выше ЗСО.

Дискуссия участников круглого стола вышла за пределы заявленной темы, не ограничилась оценкой реализации ст. 1.1, а была сведена к обсуждению более широкой проблемы – деятельности так называемых «наливаек». Именно эти заведения наносят наибольший вред здоровью людей, общественному порядку, воспитанию подрастающего поколения, комфортному проживанию людей.

Согласна, что менять ситуацию в сфере деятельности таких заведений нужно, но поддержать инициативу, чтобы делать это за счет изменения ст. 1.1 в части увеличения площади зала обслуживания указанных выше организаций с 50 кв.м. до 70-80 кв.м.

Эта мера вряд ли решит проблему хотя бы потому, что норма, содержащаяся в ст. 1.1 никаким ретребутивном инструментарием не обеспечена. Поэтому, сколько бы метров не было прописано, негативные правовые последствия для организации именно за нарушение этого требования не наступят.

И, конечно же, не может изменить ситуацию предложение чаще привлекать к ответственности лиц, пользующихся услугами таких заведений.

Эффективнее было бы вообще запретить продажу алкогольной продукции объектам общественного питания, расположенных в МКД, а разумнее использовать имеющийся, довольно богатый инструментарий действующего законодательства (нарушение многочисленных СанПинов, правил торговли алкоголем и др.). Причем комплексно и всеми уполномоченными органами в тесном взаимодействии. Заслуживает поддержки предложение о привлечении общественности к проведению контрольных мероприятий.

Кроме того, ситуацию может изменить использование понятий, используемых в ЗСО. Например, «объект общественного питания». Не все «наливайки» соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам общественного питания, что дает законные основания применять к ним законные и справедливые санкции.


Мобилизация — дополнительный фактор обеспечения прав и свобод человек и гражданина.

Мобилизация требует от каждого из нас дополнительного внимания друг к другу, уважения и взаимопомощи. Она усиливает основания недопущения какого-либо умаления прав и свобод человека и гражданина.

В этих условиях каждый из нас должен провести внутреннюю мобилизацию по соблюдению правил человеколюбия, принципов соблюдения закона и социальной ответственности.

Ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, кредитные учреждения и иные компании, будьте внимательнее к людям, не допускайте ошибок и неосновательного обогащения за счет граждан! Мобилизованных и членов их семей необходимо защитить от кредиторов, освободить от пеней за просрочку оплаты услуг ЖКХ и взносов за капитальный ремонт. Законодательная власть оперативно реагирует и принимает необходимую нормативную базу для установления дополнительных гарантий прав граждан. Органы исполнительной власти всех уровней ориентированы на оказание помощи семьям наших защитников Родины.

Обращаю внимание работодателей на необходимость обеспечить трудовые гарантии мобилизованных и добровольцев.

Напоминаю и об ответственности за неисполнение требований закона.

От наших слаженных действий, безусловно, зависит многое.

Опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством – мы преодолеем трудности, обеспечим безопасность и суверенное развитие.


О качестве муниципальной услуги 

 Ежегодно в городе Саратове и муниципальных районах области в межотопительный период проводятся мероприятия, направленные на подготовку тепловых сетей к прохождению отопительного сезона.Однако опыт прошлых лет показывает, что не все проблемы вхождения в отопительный сезон многоквартирных жилых домов, как города Саратова, так и области, были решены, что служило причинами нарушения сроков подачи тепла, качества оказываемой услуги и др.
   В связи с изложенным обращаю внимание администрации муниципального образования «Город Саратов», глав муниципальных образований, всех причастных и ответственных лиц к началу отопительного сезона на своевременное проведение гидравлических испытаний объектов теплоснабжения, оперативное принятие мер к устранению аварий и внештнатных ситуаций.
   Предоставление коммунальной услуги по отоплению жителям областного центра и муниципальных районов области должно осуществляться в срок и в соответствии с утвержденными графиками.


Мусор и организация площадок для его сбора продолжают оставаться поводом для конфликтов

   Получила коллективное обращение жителей д. 100 по ул. Петровской г. Энгельса, в котором жители просили помочь решить вопрос о размещении мусорных баков вблизи с подъездом их дома. Они были категорически против того, чтобы баки стояли внутри дома, около подъезда, часто не вывезенные, создавая условия для размножения грызунов и скопления бездомных животных. Администрация г. Энгельса отвечала на просьбы жителей отказом. Решение вопроса затянулось на полтора года.
   Встреча с жителями и начавшаяся работа по данному обращению показала, что мусорные баки у дома №100 по ул. Петровской:
—  установлены с нарушением требований на необорудованном месте;
— не включены в реестр мест (площадок) для сбора ТКО;
— установлены без согласования с жителями и УК.
   Только после вмешательства Уполномоченного и главы администрации г. Энгельса заявители были услышаны и мусорные баки перенесены на оборудованное место.
   Полагаю, что подобные вопросы не должны порождать пропасть между местной властью и жителями населенных пунктов. Наоборот, их совместное и оперативное решение только укрепит взаимоуважение и доверие населения и власти.


Быть вместе — быть сильнее!

Введённый недружественными странами режим санкций в отношении нашей страны, безусловно, является мощным фактором, влияющим на состояние многих сфер жизни общества и на появление неблагоприятных последствий. Для граждан самым существенным из них выступает повышение цен на продукты питания и товары первой необходимости. Публичная власть предпринимает комплекс мер для преодоления этого и других отрицательных последствий.

Однако способность эффективно противостоять санкционным мерам зависит от силы и глубины единения населения всех слоев, представителей всех видов занятости и всех сегментов экономики. В условиях отсутствия дефицита продовольственных товаров искусственно создавать его и завышать цены не только необоснованно, но спекулятивно и безответственно! Это демонстрирует не включённость в общество и в переживание страной сложившихся обстоятельств, а противопоставление социуму и непреодолимое желание заработать на согражданах.