Действующее законодательство, регламентирующее организацию и направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Саратовской области, не наделяет его законодательной инициативой и не называет участником законодательного процесса. Однако одной из генеральных задач продолжает оставаться совершенствование законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина, что закрепляется и в Федеральном законе № 48, и в Законе СО № 74. Значение этой задачи объясняется тем, что система обеспечения реализации прав человека состоит не только в их эффективной защите, но включает несколько взаимосвязанных элементов. Среди них особо выделяется охрана права и прав, которая формирует состояние защищенности этих важных феноменов современного общества. Именно охрана прав человека, фундамент которой находится в законодательстве (понимается в широком смысле), становится предпосылкой их ординарного претворения в жизнь.

Использование Уполномоченным средств, способствующих приведению законодательства Саратовской области и муниципальных нормативных актов к высоким качественным показателям, — составная часть государственной защиты прав человека.


Из практики работы в 2023 году:

В 2023 году Уполномоченный традиционно активно вела деятельность в данном направлении, непрерывно изучая возможности изменения действующего законодательства в различных сферах.

Уполномоченным подготовлено и направлено 37 заключений на проекты законов и подзаконных нормативных правовых актов федерального и регионального уровней в различные органы власти. Не все из них были положительные: при проведении правовой экспертизы представленных документов отмечены недостатки, предложены пути их исправления.

В частности, Уполномоченный принимала участие в публичном обсуждении проектов Перечней нормативных правовых актов области, подлежащих оценке при осуществлении регионального государственного регионального контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (Перечень 1) и регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (Перечень 2) в 2023 году.

Ею было предложено включить в Перечень 1 и Перечень 2 ведомственные подзаконные нормативные правовые акты (приказы).

Предложения, внесенные Уполномоченным, были учтены при дальнейшей разработке вышеуказанных Перечней.

Кроме того, Уполномоченный направила в адрес министерства образования Саратовской области Рекомендации о принятии мер по защите и восстановлению прав совершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по итогам рассмотрения которых 07.06.2023 министерством образования области был издан Приказ № 956 «О психолого-медико-педагогических комиссиях Саратовской области», которым утвержден новый порядок их работы. Он предусматривает проведение обследования не только детей, но и лиц старше 18 лет, и выдачу им заключения, являющегося основанием для создания рекомендованных условий по обучению и воспитанию (подробнее об этом можно прочитать в разделах «Трудовое право» и «Право на образование»).

Уполномоченным подготовлены и направлены предложения о внесении изменений в нормативные акты, регулирующие вопросы миграционного законодательства, в частности, о рассмотрении возможности внесения дополнений в Приказ МВД России от 23.08.2021 № 624 «Об утверждении Порядка образования и организации работы комиссий по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации» в виде положений императивного характера об обоснованности и мотивированности решений, принимаемых Комиссиями, или подготовке внутриведомственных разъяснений действующего законодательства, регламентирующего распределение квот на временное проживание для законного применения его в регионах (подробнее о внесенном предложении можно прочесть в разделе «Миграция»).

Безусловно, не только подзаконные нормативные правовые акты порой требуют изменения, но и акты более высокой юридической силы.

Уполномоченный была задействована в правотворческом процессе по вопросам установления компенсации на специализированные низкобелковые и безбелковые продукты гражданам, больным фенилкетонурией, проживающим на территории Саратовской области. В итоге инициатором внесения в Саратовскую областную Думу соответствующего законопроекта стала прокуратура области. Законопроект был принят в виде Закона Саратовской области от 26.07.2023 № 82-ЗСО «О ежемесячной денежной выплате гражданам, больным фенилкетонурией», что позволяет отныне заинтересованным лицам получать дополнительную меру социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты (в настоящее время сумма составляет 5 000 рублей).

Кроме того, как известно, в часть 1 статьи 20 Федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 13.06.2023 были введены пункты 31 – 33, включающие в себя новые категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Названным актом перечень таких лиц расширен. Такой подход в регулировании отношений по оказанию бесплатной юридической помощи, реализованный федеральным законодателем, дает возможность субъектам Российской Федерации, имеющим самостоятельное законодательство по тождественному предмету правовой регламентации, привести его в соответствии с федеральным законом и аналогичным образом расширить перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

Шаг по внесению изменений в региональный закон о бесплатной юридической помощи способствовал бы не только обеспечению системности законодательства в сфере оказания бесплатной юридической помощи, но и усилению социальных гарантий соответствующим категориям граждан на региональном уровне.

Такой закон на территории Саратовской области был принят (Закон Саратовской области от 02.10.2023 № 106-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области»).

Кроме того, при проведении правовых экспертиз законопроектов на стадии публичного обсуждения Уполномоченным неоднократно вносились предложения по урегулированию и совершенствованию действующего законодательства по различным направлениям.

Например, по результатам рассмотрения проекта закона Саратовской области № 7-12103 «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области» Уполномоченный поддержала законодательную инициативу о профессиональной правовой защите путем оказания бесплатной юридической помощи (и в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи медицинским работникам выездных бригад скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, являющихся истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни и (или) здоровью преступлением (административным правонарушением), совершенным в отношении них, а также отмечала важность ранее внесенных изменений в Закон Саратовской области от 23 апреля 2012 г. № 63-ЗСО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области», в соответствии с которыми государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Кроме того, по изучении сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта данного Закона, а также II Протокола заседания Межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда от 06.07.2023 № 22 по вопросу увеличения размера квоты для приема на работу инвалидов Уполномоченный в целях достижения на территории Саратовской области среднероссийского значения поддержала проект Закона Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов», что должно положительно сказаться на правоотношениях в социальной сфере.

При проведении анализа федерального и регионального законодательства в сфере обращения с животными, формальным поводом для которого послужило рассмотрение проекта закона Саратовской области № 7-10150 «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», Уполномоченный высказала предложение о необходимости принятия закона Саратовской области в сфере обращения с животными: исходя из Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ (в ред. от 28.04.2023) «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», можно констатировать, что имеются такие вопросы, касающиеся отношений с животными, которые могут регулироваться исключительно законами субъектов Российской Федерации, а не подзаконными актами региональных органов исполнительной власти. К таким вопросам относятся, в частности, разграничение полномочий между органами государственной власти Саратовской области, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области обращения с животными.

При подготовке заключения на проект закона Саратовской области № 7-12091 «О внесении изменения в Закон Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» Уполномоченный внесла предложение, согласно которому в целях совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения необходимо размещать информацию о возможности участия в отборе, о результатах отбора не только на официальном сайте уполномоченного исполнительного органа области в сети Интернет, но и на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Уполномоченный не поддержала проект закона Саратовской области № 7-10141 «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» в части пятикратного повышения штрафных санкций для населения за безбилетный проезд на транспорте в связи с его необоснованностью, а также концепцию законодательного предложения по законопроекту «О внесении изменений в статью 2 Закона Саратовской области «Об утверждении порядка определения границ территорий, прилегающих к зданию, строению, сооружению, земельному участку», согласно которой границы прилегающей территории на основании федерального закона определяются органами местного самоуправления в правилах благоустройства территории муниципального образования.

По мнению Уполномоченного, при определении в региональном законодательстве и муниципальных правилах благоустройства территории размеров прилегающих территорий и порядка участия частных собственников в их содержании должен соблюдаться определенный баланс публичных и частных интересов, поскольку данная дополнительная обязанность возложена федеральным законом на собственников объектов недвижимости в общественных (публичных) интересах. Создание в Саратовской области механизма влияния органов местного самоуправления на собственников жилых домов необходимо, но не посредством включения норм, отсылающих к актам муниципального уровня, а путем законодательного установления порядка определения прилегающей территории с формулированием правил взаимодействия лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, строений, сооружений, у которых возникают также обязательства по содержанию прилегающей территории, и органов местного самоуправления.

При правовой экспертизе проекта закона Саратовской области № 7-12205 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных образований Саратовской области и органами государственной власти Саратовской области» Уполномоченный указала, что в качестве органа, определяющего типы и виды рекламных конструкций, допустимые и недопустимые к установке на территории соответствующего муниципального образования области или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов области, необходимо установить правительство Саратовской области. Данное предложение региональным парламентом было отклонено.

Уполномоченный в своих заключениях на различные проекты законов Саратовской области также неоднократно обращала внимание на не всегда обоснованное использование их авторами тезиса о том, что принятие закона не потребует дополнительных расходов областного бюджета, в особенности в контексте перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Особого упоминания заслуживает проект закона Саратовской области № 7-12193 «Об Уполномоченном по защите прав военнообязанных и военнослужащих в Саратовской области».

Помимо погрешностей юридико-технического характера данного законопроекта, нельзя не отметить, что в Российской Федерации в настоящее время сложилась стройная и действенная система обеспечения и защиты прав военнослужащих и военнообязанных, включающая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с его каналами защиты, в том числе международными, региональных уполномоченных, региональных филиалов государственного Фонда защитников Отечества, органов территориальных и военных прокуратур. Появление в этой системе дополнительного регионального звена не повысит эффективность этой защиты.

При разработке указанного законопроекта его авторам не удалось избежать ненужного дублирования Федерального закона от 18.03.2020 № 48 «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и Закона Саратовской области от 30.06.2020 № 74 «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области».

На основании изложенного, а также еще целого ряда причин, отмеченных в подготовленном Уполномоченным заключении на проект закона Саратовской области № 7-12193, его принятие не представлялось возможным поддержать.

Кроме того, Уполномоченным также были подготовлены положительные заключения на предложения о законодательной инициативе в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по внесению проектов федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

С учетом всего вышеуказанного следует констатировать активное участие Уполномоченного в рамках своей компетенции в правотворческой деятельности: ею ведется системная последовательная работа по совершенствованию действующего законодательства, в том числе по разработке законодательных предложений и рекомендаций.


Из практики работы в 2022 году:

В 2022 году способствование совершенствованию законодательства осуществлялось на региональном, муниципальном и локальном уровнях. Основными формами такой деятельности являются предложения, заключения, рекомендации.

Региональный уровень. Проведение специальной военной операции по денационализации и демилитаризации Украины поставило перед властью и обществом ряд задач, среди которых особое значение имеет задача поддержки вооруженных сил России, патриотического воспитания, наращивание гарантий лицам, участвующим в специальной военной операции (добровольцам и мобилизованным гражданам).

Саратовская область, как один из прогрессивно развивающихся регионов, делает все возможное в направлении оказания поддержки и помощи названной категории граждан. Правительство области ввело широкий комплекс мер социальной поддержки указанным лицам. Например, освобождение от платы за присмотр и уход за детьми (воспитанниками), обучающимися в областных государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования; обеспечение обучающихся 5-11 классов в областных государственных образовательных организациях бесплатным питанием в дни обучения в течение учебного года; обеспечение во внеочередном порядке детей по достижении ими возраста полутора лет местами в дошкольных образовательных организациях; бесплатное оказание психологической помощи и поддержки семье; бесплатное обеспечение реабилитационными мероприятиями, включая организацию отдыха и оздоровления детей; право бесплатного проезда обучающихся общеобразовательных организаций в городском электрическом транспорте, автобусах городского сообщения; предоставление детям бесплатного посещения занятий (кружки, секции и иные подобные занятия) по дополнительным общеобразовательным программам в областных государственных организациях; иные меры поддержки, установленные законами области, в том числе право на получение бесплатной юридической помощи.

Изучение и анализ основных направлений государственной поддержки мобилизованных граждан и членов их семей, нормативных правовых актов нашего региона и правотворческой практики других субъектов Российской Федерации показали некоторые дополнительные нормативно-институциональные средства установления гарантий для названной категории лиц. Поэтому было подготовлено Заключение в Правительство Саратовской области с предложением рассмотреть возможность внести изменения в ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года № 356-П в части изменения порядка включения в списки молодых семей лиц, призванных на военную службу по мобилизации.

На основании полученного от заместителя председателя Правительства области ответа предложение Уполномоченного принято и в настоящее время ведется соответствующая работа по подготовке изменений в региональное законодательство о включении семей военнослужащих, призванных на военную службу по мобилизации в соответствующие списки в первоочередном порядке.

По результатам рассмотрения обращений граждан по вопросам реорганизации малокомплектных сельских школ, изучения нормативной составляющей этого процесса сформировалась позиция Уполномоченного о возможном усилении гарантий права на образование за счет изменения порядка оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений с учетом критериев, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации в письме от 26 августа 2019 года № ТС-2008/03, а также положений Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 2 февраля 2015 года № 151-р.

Указанная позиция была выражена в Заключении о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Саратовской области в сфере образования, направленном Губернатору. Полученный из Правительства области ответ содержит правовые обоснования отказа в реализации предложений Уполномоченного.

В конце 2022 года Уполномоченный приняла активное участие в обсуждении концепции правового регулирования выполнения работодателями квоты для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области. В министерство труда и социальной защиты был направлен ряд  предложений:

— определить случаи обязательного выполнения работодателями квоты для трудоустройства несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области (далее – квота) и освобождения от такой обязанности;

— предусмотреть в подзаконном нормативном правовом акте подробный механизм расчета и установления такой квоты с учетом особенностей хозяйствующих субъектов (работодателей), деятельность которых связана с выполнением таких видов работ, на которые в соответствии со статьей 265 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет применения труда лиц в возрасте до 18 лет, а также с учетом положений постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и иных правовых актов;

— обозначить предельные сроки представления работодателями информации о квотировании, включая информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства работников моложе 18 лет, в том числе детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; о локальных нормативных актах, содержащих сведения об указанных рабочих местах; об увольнении по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) несовершеннолетних работников, трудоустроенных в счет квоты; о динамике рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты, а также утвердить формы предоставления работодателями вышеуказанной информации, в том числе отчета о выполнении квоты;

— указать полный / примерный перечень форм и способов передачи такой информации, которыми смогут воспользоваться работодатели;

— предусмотреть ответственность работодателей за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений о квотировании рабочих мест для молодежи (технико-юридическое оформление ссылки на законодательство Саратовской области);

— определить конкретный орган государственной власти, полномочный осуществлять контроль за выполнением квоты;

— рассмотреть вопрос о наличии оснований для создания комиссии (комиссий) по вопросам квотирования рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области (далее – комиссия, комиссии), координацию  конкретных действий и контроль за деятельностью которой (которыми) должен осуществлять соответствующий уполномоченный  орган  исполнительной  власти муниципального образования, и при наличии таких оснований — предусмотреть общий порядок формирования и работы комиссии (комиссий), а также процедуру принятия ею (ими) решений в пределах ее (их) компетенции;

— подготовить нормативную базу для правового регулирования на территории Саратовской области функционирования комиссии (комиссий) и регламентации ее (их) полномочий с обозначением основных задач в случае необходимости в создании комиссии (комиссий).

Некоторые из этих предложений были учтены разработчиком концепции правового регулирования некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий граждан.

Кроме перечисленных форм участия в деятельности по совершенствованию законодательства Уполномоченным даются заключения на законопроекты депутатов Саратовской областной думы, выступающих авторами региональных законов и ведущих активную законотворческую деятельность, а также Губернатора. Всего за 2022 год было дано 32 таких заключений.

Муниципальный уровень. В отчетном году аппаратом Уполномоченного был запланирован и проведен ряд мероприятий по обеспечению, гарантированию и защите прав граждан, имеющих инвалидность. В частности, был осуществлен правовой мониторинг законодательства муниципальных образований области, регулирующего вопросы приспособления жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов. Он показал, что не все требования законодательства соблюдаются муниципальными районами области. Так, в Лысогорском, Балаковском, Ртищевском, Дергачевском, Екатериновском, Новобурасском, Советском, Федоровском, Ровенском муниципальных районах, муниципальном образовании п. Михайловский планы мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на текущий год не утверждались.

Отсутствие планов мероприятий в указанных муниципальных образованиях не соответствуют требованиям федерального законодательства, свидетельствуют о формальности работы действующих комиссий.

В состав муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений, действующих на территории Духовницкого, Дергачевского, Екатериновского, Новобурасского, Федоровского, Самойловского, Турковского муниципальных районов Саратовской области, не включены представители общественных объединений инвалидов, что также негативно сказывается на реализации гарантированных прав инвалидов.

В целях устранения нарушений и предупреждения нарушения прав граждан, имеющих инвалидность, а также совершенствования нормативных актов муниципального уровня разработаны и направлены в адрес перечисленных муниципальных районов Рекомендации о недопустимости нарушения прав граждан, в которых главам муниципальных районов указано на необходимость приведения своих нормативных актов в соответствие с требованиями законодательства, а Главе Перелюбского района рекомендовано на необходимость создания соответствующей комиссии и нормативного сопровождения ее работы. В настоящее время Рекомендации находятся на рассмотрении, некоторые муниципалитеты рекомендации уже удовлетворили.

Рекомендации по защите и восстановлению нарушенных прав подготовлены по итогам рассмотрения коллективного обращения жителей с. Мунино Федоровского района по фактам нарушения жилищных прав.

Причиной, послужившей появлению этих рекомендаций, стал установленный факт отсутствия в указанном муниципальном районе межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обязательность функционирования которой предусмотрено постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Отсутствие межведомственной комиссии обусловливало и отсутствие нормативного регулирования ее деятельности.

Рекомендации рассмотрены и удовлетворены.

В ходе рассмотрения обращений гр. Ж., который ставил вопросы о приведение в актуальное состояние некоторых актов МО «Город Саратов», регламентирующих деятельность общественных кладбищ, о сохранении мест захоронения и надмогильных сооружений. Уполномоченный обратилась к главе г. Саратова с предложением внести соответствующие изменения в постановление администрации МО «Город Саратов» от 22 октября 2010 года № 2533 «О порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела муниципального образования «Город Саратов» и порядке деятельности общественных кладбищ муниципального образования «Город Саратов».

Предложения Уполномоченного приняты. Согласно ответу И.о. первого заместителя главы администрации МО «Город Саратов» от 17 ноября 2022 года № 02-02-08/2272 проведено рабочее совещание, по результатам которого подготовлен проект постановления администрации МО «Город Саратов» с необходимыми изменениями.

Локальный уровень. По жалобе гр. В. было установлено, что при осуществлении контрольно-пропускных мероприятий в поселок Светлый в отношении граждан допускаются нарушения их прав в части осуществления досмотровых действий военнослужащими Министерства обороны России, что не соответствует положениям Инструкции о порядке организации пропускного режима в контролируемую зону закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Светлый Саратовской области нарушают права (далее — Инструкция). В соответствии с п. 2.6. Инструкции предписано, что водители транспортных средств, в которых конструктивно затруднен осмотр салона, а также водители грузопассажирских и грузовых транспортных средств, обязаны по требованию дежурного (его помощника) по КПП представить к осмотру салон (грузовой отсек) транспортного средства на предмет отсутствия в нем посторонних лиц. При этом полномочиями по досмотру транспортных средств военнослужащие Министерства обороны России не обладают. Такие полномочия ведомственным актом предоставлены сотрудникам правоохранительных органов.

Для защиты нарушенных прав граждан и с учетом того, что компетенция Уполномоченного не распространяется на органы и учреждения Министерства обороны России, было принято решение обратиться в прокуратуру ракетных войск стратегического назначения с указанием на допущенные нарушения, с просьбой провести прокурорскую проверку по изложенным фактам и принять меры прокурорского реагирования, в том числе инициировать изменения Инструкции путем дополнения в нее положений о порядке въезда на территорию ЗАТО Светлый.

В ходе проведенное прокуратурой проверки доводы жалобы и Уполномоченного подтвердились, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности, а 20 мая 2022 года проект изменений в Инструкцию был утвержден командиром войсковой части 89553 и главой городского округа ЗАТО Светлый, а также согласован начальниками отделов полиции и ФСБ России. Изменения в Инструкцию, касающиеся пропускного режима, опубликованы на официальном сайте http://zatosvetly.ru и вступили в действие 30 мая 2022 года.

Совершенствование нормативных правовых актов регионального и муниципального уровня занимает весомое место в структуре направлений деятельности Уполномоченного. Использование полномочий в рамках этого звена работы подчинено решению важной задачи по созданию нормативной базы прав и свобод граждан и условий их беспрепятственной реализации. При этом правовых средств, находящихся в арсенале Уполномоченного, не всегда достаточно для корректировки или существенного изменения регуляторной ситуации. Их компенсирование в деле по совершенствованию законодательства происходит путем обращения в другие органы и учреждения и использования их возможностей.


Из практики работы в 2021 году:

В 2021 году деятельность по совершенствованию законодательства касалась нормативных правовых актов четырех уровней: федерального, регионального, муниципального и локального. Основными формами такой деятельности являются предложения, заключения, рекомендации.

Работа по повышению качества актов общефедерального значения обусловлена компетенцией Уполномоченного по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Саратовской области, и проводилась с необходимым подключением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Так, в результате обобщения Уполномоченным итогов посещений учреждений принудительного содержания и рассмотренных в отчетном году обращений лиц, находящихся в местах принудительного содержания, стала явной проблема реализации права на получение информации для следственно-арестованных иностранных граждан, не имеющих возможности пользоваться услугами переводчика. Обращение по этому вопросу в Управление ФСИН России по Саратовской области результатов не дало, поскольку нормативные правовые акты Российской Федерации не устанавливают расходных обязательств по обеспечению направления обращений осужденных – иностранных граждан на родном или любом другом языке и предоставлению услуг переводчика за счет органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

О сложившейся ситуации, характеризующейся системной проблемой, было доведено до сведения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Итогом стало обращение в Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации с предложением обратить внимание на поставленные вопросы и разработать необходимые изменения соответствующих нормативных правовых актов.

В ходе работы Координационного совета уполномоченных по правам человека и подготовки предложений по совершенствованию законодательства Уполномоченным предложено рассмотреть: а) вопрос о целесообразности принятия федерального закона «О ресоциализации осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы»; б) вопрос об увеличении размера единовременного денежного пособия, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 № 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы». Последнее предложение использовано в итоговой резолюции Координационного совета уполномоченных по правам человека, направленной соответствующим правотворческим субъектам.

Необходимость изменения сферы оказания бесплатной юридической помощи и юридических услуг в Саратовской области, характеризующаяся частыми в последнее время проявлениями недобросовестности лицами, оказывающими помощь или услугу, и мошеннических действий с их стороны требует принятия ряда организационных и правовых мер. Одна из таких мер видится во введении стандартов оказания юридической помощи и юридических услуг и отражение их в нормативных правовых актах. Указанное предложение об изменении федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих оказание юридических услуг и юридической помощи, было направлено в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для рассмотрения в рамках установленной компетенции.

Работа по совершенствованию региональных нормативных актов ведется Уполномоченным в рамках взаимодействия с Саратовской областной Думой, депутатами, профильными министерствами, а также инициативно.

Так, за истекший 2021 год Уполномоченным были даны заключения по ряду законопроектов, касающихся вопросов оказания бесплатной юридической помощи, государственной службы, организации муниципального управления, молодежной политики и спорта, формирования нематериального культурного наследия, деятельности лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения на территории Саратовской области и других.

Уполномоченным даются заключения на законопроекты депутатов Саратовской областной, выступающих авторами региональных законов и ведущих активную законотворческую деятельность. Одно из таких заключений было дано на законопроект, посвященный регулированию отношений по социальной адаптации, ресоциализации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы.

По результатам рассмотрения обращений и жалоб граждан выявляются неточности, пробельность и неопределенность подзаконных актов Саратовской области, что влечет соответственно неопределенность, а порой и нарушение прав граждан. В таких ситуациях реакция по обращению оказывается недостаточной для превенции подобных нарушений в будущем. Защита прав в полном объеме может состояться, только если будут внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты. Так, например, гражданке Б. минтрудом и социальной защиты Саратовской области отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по причине неопределенности содержания нормативного правового акта. Во избежание повторения указанной ситуации названному министерству рекомендовано выступить с предложением о внесении соответствующих изменений в Постановление Правительства Саратовской области от 22.04.2010 № 150-П «Об утверждении перечней должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и имеющих право на ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в целях приведения данных Перечней в соответствие с единым квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 № 251н. На сегодняшний день рекомендации Уполномоченного рассмотрены; министерством труда и социальной защиты совместно с министерством культуры области разработан проект постановления Правительства Саратовской области, содержащий соответствующие изменения, проходящий предварительную правовую и антикоррупционную экспертизы.

В течение 2021 года неоднократно внимание обращалось на состояние сферы правового просвещения. В настоящее время в Саратовской области не принято специальное законодательство о правовом просвещении. Отсутствие специального закона создает препятствия для развития отношений в области правового просвещения, приобретения ими принципиально нового уровня скоординированных действий со стороны всех субъектов правового просвещения. Вместе с тем назрела потребность в создании действенного механизма информирования граждан.

В связи с этим Уполномоченным по своей инициативе разработана Концепция правового просвещения населения Саратовской области, которая получила одобрение некоторых экспертов и готова к представлению в Правительство Саратовской области для принятия решения в рамках компетенции.

Работа по совершенствованию законодательства велась и на  муниципальном уровне правотворчества. Так, анализ законодательства области о предоставлении земельных участков в собственность гражданам бесплатно и практики его применения показал недостатки в регулировании указанных отношений, участниками которых являются многодетные семьи. В силу конституционных принципов равенства и справедливости устанавливается недопустимость создания искусственных препятствий в реализации указанных мер, влекущих затягивание процесса получения указанной категорией граждан земельных участков.

С учетом этого главам муниципальных образований, районов Саратовской области были подготовлены рекомендации о принятии мер:

— по внесению изменений и дополнений в муниципальные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок формирования перечней земельных участков для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципальных образований Саратовской области, регламентирующие периодичность формирования и утверждения перечней земельных участков, а также предписывающие информационную доступность о данных перечнях (периодичность их опубликования) в средствах массовой информации и сети Интернет. Определить такую периодичность исходя из численности граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в собственность бесплатно, но не реже 1 раза в полугодие;

— об установлении альтернативных способов информирования граждан, состоящих на учете, о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения в собственность бесплатно в муниципальных нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок формирования перечней земельных участков предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.

Предметом локального нормотворчества выступают правила поведения, имеющие ограничения действия пространственного и субъектного характера. Они оказываются в зоне внимания Уполномоченного в ходе рассмотрения обращения или жалобы конкретного лица, или в ходе проводимой проверки деятельности органа, учреждения. Так, рассмотрение жалоб осужденных о недостаточности свободного времени перед сном после рабочего дня и проверка доводов, указанных в жалобах, показали дефекты в правовом регулировании рабочего времени и времени отдыха в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Саратовской области. Распорядком дня этого учреждения время, необходимое для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы не было включено в рабочее время. Уполномоченным дана правовая оценка описанной ситуации, позиция аргументирована нормами действующего трудового законодательства и судебной практикой, даны рекомендации о включении в рабочее время осужденных время выполнения следующих мероприятий: подготовка к работе, переодевание; получение сменного задания, инструмента, инструктаж по технике безопасности; сдача инструмента; получение инструмента; сдача инструмента, подведение итогов работы за смену. Общая продолжительность указанного времени составила 1 час 40 минут.

После долгих консультаций с УФСИН России по Саратовской области и ФСИН России администрация ФКУ ЛИУ-3 удовлетворила рекомендация Уполномоченного в полном объеме. Таким образом,  изменение локального акта – Распорядка дня для осужденных –  позволило защитить трудовые права неопределенного круга лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Совершенствование нормативных правовых актов регионального и муниципального уровня занимает весомое место в структуре направлений деятельности Уполномоченного. Использование полномочий в рамках этого звена работы подчинено решению важной задачи по созданию нормативной базы прав и свобод граждан и условий их беспрепятственной реализации. При этом правовых средств, находящихся в арсенале Уполномоченного, не всегда достаточно для корректировки или существенного изменения ситуации. Их компенсирование в деле по совершенствованию законодательства происходит путем обращения в другие органы и использования их возможностей.

Деятельность Уполномоченного по анализу и оценке действующего законодательства не замыкается лишь на описанных случаях, а находит выражение и в других формах. Так, например, Уполномоченный стала членом рабочей группы по разработке текста Кодекса профессиональной этики уполномоченных в Российской Федерации, созданной по решению Всероссийского Координационного совета уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Активно обсуждался механизм определения правовых основ взаимодействия уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и его коррекция на уровне федеральных законов и положений об органах исполнительной власти.


Из практики работы в 2020 году

Впервые за период существования этого института в России Федеральным законом от 18 марта 2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» были установлены единые принципы организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также правовые основы взаимодействия уполномоченных с органами государственной власти и институтами гражданского общества.

Данный Федеральный закон призван создать равные возможности для граждан в доступе к механизмам защиты прав и свобод на территории различных регионов России.

На уровне федерального законодательства были расширены и закреплены функции региональных уполномоченных по правам человека (обращение с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, неопределенного круга лиц; обращение в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; участие в заседаниях законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в работе его комитетов и комиссий при рассмотрении ими проектов законов субъекта, связанных с правами и свободами человека).

В связи с принятием Федерального закона от 18 марта 2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» проводилась соответствующая работа по корректировке региональной нормативно-правовой базы. Уполномоченный активно участвовал в работе над новой редакцией принятого в июне 2020 г. Закона Саратовской области от 30 июня 2020 г. № 74-ЗСО «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области».


Из практики работы в 2019 году

В 2019 году к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области обращались родители, дети которых обучаются в частных образовательных организациях, по вопросам предоставления им права льготного проезда по единому социальному проездному билету (ЧОУ «Многопрофильный образовательный центр «Крылья» г. Балашова, ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова» и др.).

В заявлениях граждане указывали, что согласно Закону Саратовской области от 28.11.2013 № 215-ЗСО «Об образовании в Саратовской области» отдельным категориям обучающихся в период получения образования в областных государственных и муниципальных образовательных организациях предоставляется право бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси). Обучающимся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, а также обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования в государственных образовательных организациях предоставлено право на совершение в течение одного календарного месяца 50 поездок в городском электрическом транспорте, автобусах городского сообщения по социальным проездным документам стоимостью, установленной Правительством области. Вместе с тем подобные меры социальной поддержки для обучающихся частных общеобразовательных организаций и частных профессиональных образовательных организаций региональным законом не установлены.

Изучение обозначенного вопроса и анализа действующего законодательства показало, что сложившаяся ситуация ставит в неравное положение учащихся образовательных организаций различных форм собственности образовательных учреждений (государственные, муниципальные или частные) в части предоставления им права льготного (бесплатного) проезда на период обучения.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. При этом Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования. Наличие права льготного проезда по единому социальному проездному билету не должно быть поставлено в зависимость от формы собственности образовательного учреждения (государственной, муниципальной или частной). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченным в порядке законодательной инициативы был разработан проект закона Саратовской области «О внесении изменений в статью 15 Закона Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» в части предоставления права бесплатного и льготного проезда обучающимся частных образовательных организаций, который 31 мая 2019 года на заседании Саратовской областной Думы был принят депутатами.