Институт Уполномоченного — это связующее звено между гражданским обществом и властью, конкретный правовой механизм, призванный способствовать тому, чтобы все граждане научились в соответствии с действующим законодательством незамедлительно и эффективно защищать свои права, свободы и законные интересы и привлекать к ответственности лиц, их нарушающих.
В связи с окончанием календарного года в соответствии с частью I ст. 28 Закона Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» представляется доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав человека в 2000 году.

В докладе представлена полученная на основе обобщения и анализа жалоб, поступивших к Уполномоченному, информация о соблюдении основных прав, свобод и законных интересов жителей Саратовской области; отражены направления, формы и методы деятельности Уполномоченного по защите и восстановлению нарушенных прав граждан; взаимодействие с международными, федеральными и региональными структурами по защите прав граждан; а также вопросы правового просвещения в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

При составлении доклада использовалась информация, полученная путем обобщенного анализа поступивших в адрес Уполномоченного обращений общественных объединений и негосударственных правозащитных организаций; материалы проверок, проведенных как Уполномоченным и сотрудниками его аппарата, так и проведенных по его просьбе органами власти, суда и прокуратуры; сведений, полученных из публикаций в средствах массовой информации по проблемам признания, соблюдения и защиты прав человека.

В докладе нашла отражение проблема реализации правовых средств и функционирование юридических механизмов по восстановлению нарушенных прав граждан на территории Саратовской области

Анализ обращений граждан к Уполномоченному позволил выявить ряд тенденций и обозначить проблемы, существующие в области по признанию, соблюдению и защите прав жителей области.

В Саратовской области, как и в Российской Федерации, в целом, признаются гарантированные Конституцией РФ, международными нормами права и свободы человека и гражданина.

Большим достижением последних лет является то, что о правах и свободах человека стали публично говорить, о них стали знать жители области, о них заговорили чиновники. Если в начале деятельности Уполномоченного на заседаниях Правительства области, к примеру, о правах и свободах граждан и необходимости их соблюдения выступал, в основном, лишь Уполномоченный, то на сегодняшний день на заседаниях практически во всех выступлениях руководителей министерств и ведомств звучит забота о необходимости реализации прав и свобод жителей области, о необходимости в полном объеме использовать потенциал института Уполномоченного по правам человека.

Соблюдение прав человека — это развитие и создание соответствующих гарантий (условий, средств) для их реализации и установление механизма их осуществления. Именно в этой области и проявляется много недоработок властных структур, которые, в конечном счете, и приводят к жалобам граждан в адрес Уполномоченного.

Чаще всего в 2000 году жалобы граждан в адрес Уполномоченного были связаны с экономическими и социальными проблемами, низким качеством уровня жизни: на задержки выплаты заработной платы, все увеличивающимися платежами за электрическую и тепловую энергию, бездействием работников жилищно-коммунальных служб по ремонту аварийных домов и квартир, нарушающим права и интересы граждан отведением земельных участков под автостоянки, торговые точки, состоянием автомобильных дорог и другим.

В связи с этим представляется необходимым выработать стандарты качества жизни, существенно повысить роль государственных органов в создании условий, гарантирующих соблюдение прав граждан; усилить «прозрачность» деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления при принятии решений, затрагивающих права и свободы человека.

I. Направления, формы и методы деятельности Уполномоченного по правам человека по защите и восстановлению нарушенных прав и свобод граждан

Наличие жалоб в адрес Уполномоченного свидетельствует о том, что конкретные права граждан, гарантированные им Конституцией Российской Федерации, в должной мере не реализуются.

В 2000 году важнейшим направлением деятельности Уполномоченного в соответствии со ст. 12 Закона Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» являлся прием граждан и работа с их жалобами.

Прием граждан осуществлялся Уполномоченным и руководителем его аппарата дважды в неделю; иногородних — ежедневно.

Уполномоченный рассматривал жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В 2000 году к Уполномоченному обратилось 5429 граждан. На личном приеме Уполномоченным и работниками аппарата Уполномоченного было принято 2992 человека; 817 жалоб и заявлений поступило по почте; 1620 человек обратились с жалобами и заявлениями по телефону.

75 процентов обратившихся — жители города Саратова. Из районов области чаще всего обращались к Уполномоченному жители Энгельсского, Красноармейского, Новоузенского, Вольского районов.

Особое внимание уделялось тем жалобам граждан, где поднимались проблемы, решение которых помогло бы снять проблемы многих граждан, защитить права большого круга лиц.

Из всех поступивших жалоб — 2046 были приняты к рассмотрению, по 340 жалобам заявителям разъяснены средства, которые те вправе были использовать для защиты своих прав и свобод; 1638 жалоб передано органам государственной власти, органам местного самоуправления и должностным лицам, к компетенции которых относится решение жалоб по существу; 132 заявителям отказано в принятии жалоб к рассмотрению.

Социальный статус граждан, обратившихся с жалобами к Уполномоченному в 2000 году, различен: 63, 7 процента обратившихся — женщины, 36, 3 — мужчины, 46, 4 — пенсионеры, 14,2 — безработные. В возрасте 40-60 лет — 33, 9 процента; старше 60 лет — 33, 2. 4, 9 процента обратившихся — психически больные граждане.

В 2000 году из всех принятых к рассмотрению жалоб большинство нашло свое полное или частичное разрешение.

После вмешательства Уполномоченного были решены социальные и жилищные вопросы граждан.

Более 100 жалоб граждан, в том числе коллективных, было рассмотрено Уполномоченным и сотрудниками его аппарата с выездом на место.

В 2000 году были проведены выездные приемы населения в восьми районных муниципальных образованиях области: Александровогайском, Аркадакском, Балаковском, Татищевском, Петровском, Дергачевском, Марксовском, Новоузенском, а также в шести населенных пунктах области; семи учреждениях УИН. Ежемесячно проводились приемы в СИЗО-1 г.Саратова.

В 2000 году Уполномоченным и работниками его аппарата был проведен ряд проверок деятельности различных учреждений с целью оценки соблюдения прав различных категорий граждан: 4 психиатрических учреждений области; 1 психоневрологического интерната; 5 учреждений сферы социального обслуживания населения области; 2 воинских частей; 8 детских учреждений; 2 домов интернатов для престарелых; 7 учреждений УИН; городского морга и 2 паталого-анатомических отделений больниц г.Саратова. Кроме того были осуществлены проверки 5 предприятий ЖКХ по утилизации твердо-бытовых отходов.

При осуществлении своей деятельности Уполномоченный взаимодействовал с Губернатором области, государственными структурами областного и федерального уровней, их должностными лицами.

В 2000 году Губернатору области было направлено 103 письма по различным вопросам соблюдения прав жителей области.

Ряд инициатив и обращений с соответствующими предложениями был направлен Уполномоченным в областной суд, прокуратуру области, различные министерства и ведомства области. Всего в 2000 году в вышеуказанные структуры было направлено 712 обращений.

380 обращений Уполномоченного в 2000 году было в адрес органов местного самоуправления, из них 70 — в администрацию города Саратова -по поводу длительного неисполнения администрацией решений судов о предоставлении жилья, неудовлетворительного состояния дорог в городе, утилизации твердых бытовых отходов в г.Саратове; отсутствия капитального и текущего ремонта в жилых домах и другим.

В 2000 году, защищая права жителей Саратовской области Уполномоченный по многим вопросам обращался в федеральные органы власти.

Положительные ответы были получены на многие обращения Уполномоченного к должностным лицам.

В 2000 году Уполномоченный продолжал активно участвовать в работе различных комиссий, совещаний, коллегий министерств и ведомств области. Уполномоченный, участвуя в заседаниях Президиума Правительства области, постоянно действующем совещании Правительства области, заседаниях различных комиссий при Правительстве области, поднимал вопросы, имеющие большое значение для жителей области.

В 2000 году одной из новых форм деятельности Уполномоченного в соответствии со ст.24 Закона Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» было обращение в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления области или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законах формах.

Одним из направлений деятельности, которому Уполномоченный в 2000 году уделял самое серьезное внимание была деятельность по совершенствованию законодательства области о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами международного права, закрепленная в ст.1 Закона Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области». Так как Саратовская область находится в едином российском правовом пространстве, Уполномоченный также отслеживал ситуацию, связанную с реализацией статьи 55 Конституции РФ, которая, в частности, предусматривает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В связи с этим в 2000 году, работниками аппарата Уполномоченного были даны заключения более чем на 10 проектов федеральных законов, а также законов, принимаемых Саратовской областной Думой. Среди них: «О реабилитации российских немцев»; «О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области»; «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»; «Об областном бюджете и бюджете областного дорожного фонда на 2001 год»; «О порядке организации и проведении публичных мероприятий (манифестаций) на территории Саратовской области»; «Порядок информирования граждан, их объединений и юридических лиц о градостроительной деятельности на территории Саратовской области» и другие.

В соответствии со ст. 17 Закона Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» Уполномоченный выявлял по собственной инициативе факты массовых грубых нарушений прав и свобод граждан; с целью предотвращения таких фактов отслеживал ситуацию с принятием многих федеральных и областных законов, принятие которых могло бы привести к нарушению прав граждан.

Уполномоченный обратился к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Саратовской области с просьбой выйти с законодательной инициативой о внесении дополнения в ч. 1 ст. 74 Федерального Закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № МЗ-ФЗ, а также о внесении дополнения в Федеральный Закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Уполномоченный наиболее остро реагировал на обсуждение Государственной Думой Федерального Собрания РФ и Саратовской областной Думой законопроектов, затрагивающих жизненно важные права граждан: Кодекса законов о труде РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ. По предложению Уполномоченного в Положении о фонде безопасности дорожного движения (приложение 13 к Закону Саратовской области «Об областном бюджете на 2001 год») был исключен пункт о штрафах, как источнике формирования указанного фонда.

По результатам анализа обращений граждан к Уполномоченному в 2000 году в защиту их конституционных прав Уполномоченный считает необходимым обратить внимание на чрезвычайно важную сферу деятельности Уполномоченного, связанную с работой правоохранительных органов. Из жалоб граждан следовало, что милиция не защищает, а некоторые сотрудники милиции сами нарушают права граждан. Справедливости ради стоит отметить, что и сама милиция поставлена в трудное положение: не хватает кадров, современной техники и др. И все же ничем не могут быть оправданы случаи нарушения прав человека в органах дознания — избиения людей, привлечения к ответственности заведомо невиновных, запоздалое реагирование на сигналы граждан, нераскрываемость тяжких преступлений. Уполномоченный считает, что с одной стороны здесь нужно совершенствование законов, с другой — очищение органов правопорядка от нарушителей прав человека, чтобы граждане навсегда забыли один из неприемлемых советских принципов: «Если тебя подозревают, значит виноват».

Вызывает серьезный вопрос статистика по административной практике по Саратовской области за 2000 год. За 2000 год всего по области было привлечено к административной ответственности 1906984 человека, по сравнению с 1824544 в 1999 году, из них 721839 по г.Саратову по сравнению с 693591 в 1999 году. Тревожит рост показателя привлечения к административной ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения: с 909066 в 1999 году до 941493 в 2000 году.

Анализ жалоб и заявлений граждан, поступивших к Уполномоченному в 2000 году позволил сделать определенные выводы и предложения.

Много жалоб поступило в 2000 году в адрес Уполномоченного, связанных с нарушением ст.ст. 20, 21, 22 Конституции РФ, свидетельствующих о фактах нарушения фундаментального права граждан на жизнь. Обращает на себя внимание число граждан, погибших насильственной смертью за 2000 год в сравнении с 1999 годом. В 2000 году в результате насильственной смерти в области погибло 2346 (2123) человек, т.е. на 223 человека больше, чем в 1999 году. Из них: убито — 785 (683) человек, суицид — 1060 (1013), в ДТП — 501 (427) человек. Имели место случаи гибели граждан в армии — в результате неуставных взаимоотношений, несчастных случаев; продолжали гибнуть саратовцы в Чеченской Республике. В течение 2000 года из отряда особого назначения, дислоцирующего в г.Саратове, в Чеченской Республике погибло 12 человек (из них 7 саратовцев); 1 солдат пропал без вести; 42 солдата получили ранения.

Жизнь людей в области, как и в России в целом, не защищена и от преступных посягательств. На 1,8 процентов возросло количество зарегистрированных преступлений. На треть возросло число особо тяжких преступлений, при некотором снижении числа тяжких преступлений. В Саратовской области в 2000 году от преступлений погибло 1035 человек, из них несовершеннолетних — 54. Имели место случаи гибели граждан вследствие применения недозволенных мер, в том числе пыток.

Жалобы граждан к Уполномоченному в 2000 году свидетельствовали о том, что не все благополучно обстояло в области с реализацией гражданами права на охрану здоровья, на медицинскую помощь, закрепленного во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12), Конституции РФ (ст. 41).

В области зафиксировано превышение количества умерших над количеством родившихся. Количество родившихся по области за 2000 год составило 22352 человека, умерших — 44362. Острой проблемой продолжает оставаться проблема заболеваемости туберкулезом, психическими, венерическими заболеваниями. По состоянию на 1 января 2001 года в области зарегистрировано 29485 тубинфицированных лиц, из них 26164 ребенка (в 1999 году соответственно — 29363 и 26003); количество психически больных, состоящих на конец 2000 года на диспансерном учете, составляло 41306 человек, в т.ч. 7493 — детей; впервые было взято на учет — 2596 человек, в т.ч. 1155 детей; в 2000 году выявлено 2783 случая сифилиса.

Не на должном уровне в области реализуется право граждан на государственную защиту материнства, детства, семьи, предусмотренное ст. 38 Конституции РФ.

Особое внимание в 2000 году Уполномоченным уделялось анализу проблем соблюдения и защиты прав детей, условиям социальной среды порождающим эти проблемы.

К сожалению, проблемы, влияющие на судьбу детей: рост количества брошенных детей; насилие над детьми в семьях; существенное увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей; детей, занимающихся попрошайничеством; детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях; употребление детьми наркотических средств и алкоголя; экономическая эксплуатация детей, включая детский труд; трудоустройство несовершеннолетних и нарушение их трудовых прав; сексуальная эксплуатация и сексуальное совращение несовершеннолетних; торговля детьми, контрабанда и похищение детей; нарушение их жилищных прав не утратили своей остроты и в 2000 году.

В 2000 году по области было зарегистрировано 15634 брака; разводов — 10355.

Только в г.Саратове в 2000 году насчитывалось: 103706 семей, в которых живут 202506 детей; малообеспеченных семей — 70 процентов от общего числа семей; кризисных (стоящих на учете в учреждениях социальной защиты города) — 7138; многодетных — 2993; одиноких матерей — 8690; семей, имеющих детей-инвалидов, — 2475; семей, созданных несовершеннолетними родителями, — 12; неблагополучных семей (тех, в которых родители или один из родителей лишены родительских прав) — 1919; десять тысяч детей фактически остались без попечения родителей, 929 детей-сирот не имеют закрепленной за ними жилплощади.

В 2000 году в области было предъявлено 758 исков в суд на лишение (ограничение) родительских прав в отношении родителей, которые жестоко обращались со своими детьми, не выполняли родительских обязанностей; к административной ответственности было привлечено 8435 родителей, к уголовной — 39. Возбуждено 18 уголовных дел против родителей, жестоко обращавшихся со своими детьми.

Из 22752 человек осужденных в 2000 году, 2063 составили несовершеннолетние, из которых 696 несовершеннолетних нигде не работали и не учились, 358 — ранее судимых; 434 несовершеннолетних было осуждено к лишению свободы.

Большую тревогу Уполномоченного вызывает тот факт, что в России число детей, оставшихся без попечения родителей, перекрыло размеры детской трагедии времен гражданской войны. В социально-реабилитационные центры и социальные приюты области в 2000 году было доставлено 259 беспризорных детей. 337 детей доставлены в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей УВД области.

Проблемой в области, как и в России в целом является проблема усыновления (удочерения) детей.

В 2000 году в банке данных Центра по усыновлению при Министерстве образования области по усыновлению проходило 1672 ребенка, от которых отказались родители, по актам о подкидывании, в отношении которых родители лишены родительских прав и по другим причинам, в связи с чем остро стояла проблема усыновления этих детей, чтобы ребенок получил всестороннее развитие и воспитание именно в семье.

В 2000 году было зарегистрировано 370 усыновлений, в том числе 61 международное, в связи с чем возникает вопрос осуществления контроля за усыновлением. За международным усыновлением российским законодательством установлен жесткий контроль. По российскому же усыновлению, контроль за тем, как, в каких условиях проживает ребенок в своей новой российской семье, практически отсутствует, несмотря на законодательное его закрепление, на что Уполномоченный обращал внимание в своем письме Губернатору области.

В 2000 году Уполномоченным уделялось большое внимание реализации права жителей области на образование.

В области в 2000 году имели место случаи нарушений связанных с реализацией трудовых прав граждан, предусмотренных статьей 37 Конституции РФ.

Прежде всего следует отметить, что в области на 01.01.2000г. зарегистрировано 13979 безработных; молодежи в возрасте до 29 лет — 1074 человек. Скрытая безработица составила 50146 человек. Имели место случаи нарушения права граждан на справедливое вознаграждение за труд. Просроченная задолженность по заработной плате в 2000 году составила в: сельскохозяйственном производстве — 34767 тыс. руб., промышленности — 104531 тыс. руб., в том числе оборонной — 9383 тыс. руб. Больше всего задолжали своим работникам руководители промышленных и строительных предприятий и организаций области. Своевременно не оплачивался труд и многих работников коммунальной сферы, транспортных услуг, работников культуры и искусства.

Острой оставалась проблема соблюдения законодательства об охране труда, норм и правил по охране труда. 2993 проверки, проведенные в 2000 году государственными инспекторами труда, выявили 32010 нарушений в области охраны труда. В 2000 году на производстве погибли 92 человека.

В 2000 году большое количество жалоб в адрес Уполномоченного поступило в связи с нарушением предусмотренного статьей 40 Конституции РФ права на жилище.

В муниципальном жилом фонде г.Саратова находится 8141 жилой дом; общая площадь жилья 11658 кв. метров. Среди этих домов 643 числятся аварийными и ветхими, 137 зданий, в которых проживают 25158 человек, признаны непригодными для проживания. По-прежнему необходимо отселить жителей 22 жилых домов, выстроенных по проекту инженера Лагутенко. По состоянию на 01.01.01 г. в администрации г.Саратова в очереди на получение жилья стояло 32107 семей.

Много жалоб граждан было на отсутствие капитального ремонта муниципального жилья. В 2000 году на капитальный ремонт муниципального жилья требовалось 500 млн. рублей, реально же было выделено из бюджета — 3 процента запланированного.

В центре внимания Уполномоченного в 2000 году находилась проблема равенства всех граждан перед законом и судом, гарантированного Конституцией РФ, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

В области имели место нарушения положения ч. 3 ст. 19 Конституции РФ о том, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В 2000 году к Уполномоченному поступали жалобы граждан по проблемам, связанным с реализацией права на судебную защиту, предусмотренную статьей 46 Конституции РФ: на недоступность судебной защиты для многих граждан, неисполнение решений судов и др.

В 1999 году в адрес Уполномоченного поступало большое количество жалоб граждан на длительные сроки рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Уполномоченный, изучая проблему судебной защиты прав человека, обратил внимание на случаи многомесячного ожидания обвиняемыми суда после окончания предварительного следствия свыше 3, 6 месяцев, 1 года, а также на длительные сроки рассмотрения дел в районных судах.

По данной проблеме областным судом при участии Уполномоченного была проведена большая работа по решению этой проблемы, которая дала положительные результаты. По состоянию на 01.01.2001г. за судами по данным следственных изоляторов не числились подсудимые свыше 6 месяцев и 1 года, свыше 3 месяцев — 18. На 01.01.2001г. оставалось лишь 17 гражданских дел не рассматриваемых свыше 1 года. Опыт Саратовского областного суда Верховный Суд предложил использовать в других регионах России.

В 2000 году жалоб граждан на случаи многомесячного ожидания обвиняемыми суда после окончания предварительного следствия в адрес уполномоченного не поступало.

Продолжала иметь место проблема неисполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Количество неисполненных исполнительных документов на 01.01.01 г. составило: о взыскании заработной платы — 5536; о взыскании детских пособий — 13248; по предоставлению жилья — 103; о возмещении вреда здоровью — 113; о взыскании алиментов — 11411. На конец 2000 года не было взыскано заработной платы на сумму 23233257 рублей, детских пособий — 20977292 рубля.

В соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Уполномоченный обращал внимание на то, что в области существуют серьезные проблемы с реализацией этого гарантированного права.

В рамках очерченной проблемы Уполномоченным неоднократно ставился вопрос о создании муниципальной адвокатуры и мерах по оказанию более широкой бесплатной правовой помощи неимущим. Но, как и прежде, в 2000 году это предложение Уполномоченного не нашло поддержки со стороны действующих коллегий адвокатов.

Защита прав отдельных категорий граждан.

Исходя из жалоб к Уполномоченному, значительно обострились жизненные проблемы инвалидов, которых по Саратовской области насчитывается 119346, из них — 9315 детей-инвалидов.

увеличение количества граждан в Министерство за помощью с 12340 граждан в 1999 году до 19300 в 2000 году, притом, что право на льготное и бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законодательством только в г.Саратове имеют 103475 человек.

Серьезной проблемой соблюдения прав отдельных категорий граждан, которой в 2000 году занимался Уполномоченный, была проблема соблюдения прав военнослужащих, в том числе граждан, призванных на срочную военную службу.

По Саратовской области количество граждан, призванных на военную службу в 2000 году составило 7634 человека; количество военнослужащих, погибших во время прохождения военной службы — 34 человека.

По жалобам, поступившим к Уполномоченному, сообщениям СМИ можно судить о том, что проблемы с соблюдением прав человека в армии остаются. По данным общественной организации «Солдатские матери Саратова» еженедельно в организацию приходили с жалобами от 45 до 50 родителей граждан, призываемых на военную службу, и военнослужащих. В 2000 году только в Саратовский гарнизонный военный суд за защитой своих нарушенных прав обратилось 4485 военнослужащих. Жалобы 4115 военнослужащих судом удовлетворены.

Характер жалоб по проблемам соблюдения прав военнослужащих различен. Многие из них были обусловлены несовершенствованием федерального законодательства, несоблюдением норм права, регулирующих прохождение военной службы.

Так, одной из проблем, в связи с отсутствием федерального закона об альтернативной гражданской службе, уже несколько лет является проблема нарушения конституционного права граждан на альтернативную гражданскую службу, провозглашенное ст.59 Конституции РФ. Отсутствие данного закона, о необходимости скорейшего принятия которого на всех уровнях говорил Уполномоченный, и неиспользование соответствующей нормы Конституции РФ, как акта прямого действия, порождало число граждан призывных возрастов, уклоняющихся от прохождения военной службы. В 2000 году количество таких граждан в области составило 1707 человек.

Уполномоченного волновала проблема, связанная с призывом в Ряды Вооруженных Сил Российской Федерации лиц, по состоянию здоровья негодных для службы в армии. В связи с этим, Уполномоченного не могла не тревожить сложившаяся ситуация с ухудшением здоровья молодых людей призывного возраста. По Саратовской области в 2000 году количество граждан призывного возраста, не призванных в ВС РФ по состоянию здоровья, составило 8492 человека.

В ходе предварительного следствия по уголовным делам и надзорной деятельности военной прокуратурой Саратовского гарнизона через военно-врачебные комиссии в 1999 году было признано негодными к военной службе по состоянию здоровья 6 военнослужащих по призыву, из них соответственно 3 — в связи с психическими заболеваниями. Такие случаи имели место и в 2000 году. По мнению Уполномоченного, указанная проблема должна стать предметом самого пристального внимания военных комиссариатов и всех других заинтересованных государственных органов и должностных лиц.

Уполномоченным поднимался вопрос о возможности предъявления к призывным комиссиям исков, который являлся актуальным, так как имели место случаи призыва граждан на военную службу при наличии многих (от 3 до 5) заболеваний, иногда явно «ограниченно годных», то есть, имеющих право на отсрочку по состоянию здоровья.

Не снижена актуальность проблемы неуставных отношений. По результатам анализа жалоб и заявлений родителей военнослужащих и самих военнослужащих срочной службы в адрес Уполномоченного первое место занимали жалобы на неуставные отношения, причем со стороны не только старослужащих, но и младших офицеров. Саратовским гарнизонным военным судом в 2000 году рассмотрено 16 уголовных дел, возникших на почве неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, и осуждено 19 человек.

В 2000 году Уполномоченный продолжал уделять защите прав подозреваемых, обвиняемых и подсудимых самое серьезное внимание, постоянно контролировал вопросы состояния порядка исполнения и отбывания наказания.

Количество лиц, содержащихся в учреждениях УИН Саратовской области на 01.01.2001г. (в сравнение с 1999 годом) составляло — 15690 (18896), в том числе в колониях — 11832 (14477); тюрьмах — 224 (264); СИЗО — 3634 (4155). Из них количество лиц, которые числились: за судами — 1123 (1202); за следственными органами, в т.ч. за прокуратурой — 906 (1262). В 2000 году в СИЗО содержалось: несовершеннолетних — 166 (222), женщин — 166 (169), беременных женщин — 4 (4). Стремительный рост ВИЧ — инфекции в области ставшей реальной угрозой национальной безопасности, напрямую сказался на максимальной концентрации указанного контингента в учреждениях УИН. На 01.01.2001 года в учреждениях УИН содержалось 363 ВИЧ-инфицированных, по сравнению с 239 в 1999 году. Имели место случаи смерти граждан, содержащихся в учреждениях УИН от туберкулеза — 29 (58).

Уполномоченным большое внимание уделялось пресечению попыток некоторых граждан осуществлять свои права и свободы, нарушая при этом права и свободы других лиц. Речь идет, прежде всего, о том, что в адрес Уполномоченного поступало много жалоб на строительство автостоянок, торговых точек, других новых объектов без учета мнения жильцов и норм действующего законодательства.

В связи с вышеизложенным, Уполномоченный обратился к прокурору города Саратова с просьбой обратить внимание на создание условий для граждан и общественности для реализации норм градостроительного и земельного законодательства, неукоснительного соблюдения их всеми заинтересованными лицами, что позволило бы уже на стадии предварительного согласования снять многие связанные со строительством вопросы, волнующие граждан, уменьшить случаи нарушения их прав и законных интересов.

О проблемах, поднимавшихся гражданами в адрес Уполномоченного в 2000 году, информировались государственные органы, общественность, средства массовой информации.

На основе проведенного анализа жалоб граждан к Уполномоченному, поступивших в 2000 году, были выработаны конкретные направления, формы и методы деятельности Уполномоченного по правам человека в Саратовской области по защите и восстановлению нарушенных прав граждан.

II. Взаимодействие с международными, федеральными и региональными институтами по правам человека по проблемам соблюдения и защиты прав и свобод граждан

В соответствии с законом Саратовской области от 12 октября 1998 г. №50-ЗСО «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» институт Уполномоченного по правам человека в области был создан, как институт правозащиты, дополняющий существующие средства защиты прав и свобод граждан, что предполагает его взаимодействие при осуществлении своей деятельности с различными государственными и негосударственными правозащитными институтами как на международном, так и внутригосударственном уровне.

Международное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций с Советом Европы.

Международные встречи по проблемам прав человека являются важной составляющей международного сотрудничества Уполномоченного, в связи с чем Уполномоченный и работники его аппарата в 2000 году приняли участие в восьми международных семинарах и конференциях.

В 2000 году продолжалось сотрудничество Уполномоченного, в основном информационного плана, с омбудсманами Республики Украина, Республики Литва.

В рамках международного сотрудничества в 2000 году Уполномоченный рассматривал дела, имеющие международную категорию, по поводу которых он взаимодействовал с должностными лицами Республики Латвия, Республики Туркменистан, Республики Казахстан.

Международные контакты Уполномоченного непосредственно и через неправительственные правозащитные организации, в том числе, входящие в Общественный совет при Уполномоченном, осуществлялись с различными фондами, их региональными представителями.

За 2000 год Уполномоченным и работниками его аппарата было рассмотрено более десяти проектов заявок неправительственных правозащитных организаций для получения грантов от различных фондов, написаны письма поддержки.

На российском уровне, в 2000 году продолжалось сотрудничество Уполномоченного с государственными федеральными и региональными институтами по правам человека: Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации.

III. Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты

В соответствии со статьей 1 Закона Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» Уполномоченный способствует правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.

В рамках научной деятельности в 2000 году Уполномоченным и работниками его аппарата было рассмотрено и дано заключение на четыре научных проекта; опубликовано семь научных статей по отдельным проблемам соблюдения и защиты прав граждан; Уполномоченный и работники его аппарата приняли участие в десяти научных и научно-практических конференциях; проводили работу по оказанию консультативной, методической и информационной помощи другим институтам правозащиты области и других регионов России.

Учитывая то, что деятельность Уполномоченного по правовому просвещению граждан осуществлялась через различные источники, необходимо отметить, что очень важную роль среди них играли средства массовой информации.

Круг средств массовой информации, с которыми взаимодействовал Уполномоченный в 2000 году был достаточно широк. Его составили: 49 газет, из них зарубежных (Италии, Великобритании, Франции, Испании и др.) — 7; федеральных («Известия», «Комсомольская правда», «Век», «Коммерсант», «Сегодня», «Парламентская газета», «Независимая газета» и др.) — 12; издаваемых на территории области — 26, в том числе районных — 11; других регионов России — 4. Деятельность Уполномоченного освещалась в журналах: «Федерация», «Общественное мнение», «Губернский вестник». Было опубликовано 111 материалов о деятельности Уполномоченного и его аппарата, интервью, статей, обращений Уполномоченного.

Было опубликовано шесть обращений Уполномоченного по актуальным проблемам прав граждан.

Используя телевидение, как средство массовой информации, доносящее ее до самого широкого круга граждан, уполномоченный в 2000 году сотрудничал с 9 телекомпаниями. В их число вошли 4 федеральных, 3 областных и 2 телекомпании других регионов России. Так, Уполномоченный давал интервью «РЕН-ТВ», «НТВ», «РТР», «ТВ-Казань», «ТВ-6», участвовал в передаче «ОРТ» «Добрый день».

Одной из новых форм в деятельности Уполномоченного по правовому просвещению была издательская продукция Аппарата Уполномоченного информационно-просветительского характера. В 2000 году вышли два номера журнала «Информационный бюллетень Аппарата Уполномоченного по правам человека в Саратовской области».

В 2000 году Аппаратом Уполномоченного был создан сайт Уполномоченного в Интернете.

Print Friendly, PDF & Email

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*